Инструкция по предоставлению результатов орд 2023

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция по предоставлению результатов орд 2023». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Не открою Америки, если скажу, что в настоящее время исключительно следственным путем преступления почти не раскрываются. Как правило, так или иначе, следователи вынуждены использовать и в качестве поводов для возбуждения уголовного дела, и в доказывании результаты оперативно-розыскной деятельности. О такой возможности, в частности, прямо говорится в ст. 89 УПК РФ и ст.11 Закона об ОРД.

Порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности следователю

Здесь уместно вспомнить о положениях ст. 50 Конституции РФ, ст. 7, 75 и 89 УПК РФ. В частности речь идет о том, что если доказательства получены с нарушением требований федеральных законов, они должны признаваться недопустимыми со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Возникает вопрос: что же нужно следователю сделать для того, чтобы доказательства, которые ему надлежит сформировать на основе тех материалов, которые предоставляют ему органы, осуществлявшие ОРД, отвечали требованию допустимости?

Ответ очевиден. Прежде всего, должен быть соблюден предусмотренный законом порядок приобщения к уголовному делу материалов, полученных оперативно-розыскным путем.

Вот об этом порядке и пойдет речь.

Порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд

Результаты оперативно-розыскной деятельности представляются в виде рапорта об обнаружении признаков преступления или сообщения о результатах оперативно-розыскной деятельности, который составляется должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и регистрируется в установленном порядке.

Процедура представления результатов оперативно-розыскной деятельности в виде сообщения включает в себя:

а) рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, содержащихся в представляемых результатах оперативно-розыскной деятельности, и их носителей;
б) оформление необходимых документов и фактическую передачу результатов оперативно-розыскной деятельности.

Представление результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору, в суд для осуществления проверки и принятия процессуального решения в порядке ст. 144 и 145 УПК, а также для приобщения куголовному делу осуществляется наосновании соответствующего постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

При представлении дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд результатов оперативно-розыскной деятельности, полученных при проведении проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативного эксперимента, к ним прилагается постановление о проведении данного оперативно-розыскного мероприятия, утвержденное руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

В случае представления дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд результатов оперативно-розыскной деятельности, полученных при проведении оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина, к ним прилагаются копии судебных решений о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Представление результатов оперативно-розыскной деятельности, содержащих сведения об организации и тактике проведения оперативно-технических мероприятий, используемых при их проведении технических средствах, о штатных негласных сотрудниках оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений, должно в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий.

При необходимости рассекречивания сведений, содержащихся в материалах, отражающих результаты оперативно-розыскной деятельности, руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (начальником или его заместителем), выносится постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей.

Способ фактической передачи результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд (пересылка по почте, передача с нарочным и другие способы) избираются органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в каждом конкретном случае с учетом требований нормативных правовых актов, регулирующих организацию делопроизводства.

К передаваемым документам могут прилагаться полученные (выполненные) при проведении оперативно-розыскных мероприятий фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы, кассеты видеозаписи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы, акты, справки, другие документы, а также иные материальные объекты, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут быть признаны вещественными доказательствами.

Инструкция о предоставлении результатов ОРД: понятие, законодательная база, правила и порядок предоставления, советы и комментарии юристов

Понятие результатов данной деятельности раскрывается в Уголовно-процессуальном Кодексе РФ (далее – УПК), а именно в статье под номером 5 (пункт 36.1). Под ними понимаются сведения о сигналах готовившегося, происходящего или произошедшего правонарушения, лицах, готовивших или проводящих такие правонарушениях и скрывающихся от органов правосудия и других уполномоченных лиц.

Оперативно-розыскная деятельность (далее – ОРД) является функционированием уполномоченных государственных органов (как разглашаемых, так и неразглашаемых), направленным на предотвращение, прекращение или выявление обстоятельств преступления, розыск людей, получение значимой для безопасного существования государства информации и тому подобное.

В случае выполнения мероприятий оперативно-розыскного характера в форме проверочной закупки либо контролируемой поставки в отношении веществ, находящихся в ограниченном обороте, составляется и передается с остальными результатами постановление ο проведении самого мероприятия.

  • расспросы граждан;
  • получение информации;
  • получение образцов (используются в сравнительном исследовании);
  • оперативная закупка;
  • изучение материально-вещественных составляющих и документации;
  • установление наблюдения;
  • распознавание личности;
  • изучение зданий, сооружений, открытой местности и так далее;
  • контроль корреспонденции;
  • прослушивание телефонов;
  • внедрение обученного сотрудника;
  • поставка под контролем;
  • эксперимент;
  • использование информации из компьютеров.

Лицо, уполномоченное на составление и передачу результатов ОРД, должно не только вовремя и правильно осуществить все действия по оформлению. Очень важно, чтобы данные материалы стали основой для дальнейшего расследования, могли быть использованы при доказательстве вины правонарушителя.

Новая инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд

Во-вторых, дополнительные требования к соответствующим материалам оперативно-розыскной деятельности стала предъявлять судебная практика. Так, при оценке материалов, полученных в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, судебные инстанции наряду с документами, отражающими результаты этих мероприятий, стали оценивать и постановления, на основании которых они производились.

Так, по нашему мнению, результаты оперативно-розыскной деятельности теперь могут представляться не только дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, как это предусмотрено Инструкцией 2007 г., но и руководителю следственного органа, так как он, в соответствии с новой редакцией ст. 39 УПК РФ, при принятии к своему производству уголовного дела обладает всеми правами следователя, предусмотренными этим Кодексом, в том числе правом давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

В то же время ст. 11 Федерального закона об ОРД не включает (и ранее не включала) прокурора в число лиц, предоставление которым результатов оперативно-розыскной деятельности производится на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Пунктом 4 ч. 2 ст. 37 УПК РФ в новой редакции предусмотрено право прокурора давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий, к числу которых относится и поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Однако представление результатов оперативно-розыскной деятельности по таким поручениям будет осуществляться уже не прокурору, а дознавателю.

Из изложенного можно сделать вывод, что результаты оперативно-розыскной деятельности могут представляться прокурору при осуществлении им прокурорского надзора, например, при представлении материалов о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, и в то же время Федеральный закон об ОРД не оговаривает в качестве основания для такого представления вынесение соответствующего постановления руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Для чего используются результаты ОРД в судопроизводстве

Несмотря на то что результаты ОРД являются первоначальным этапом в цепи уголовного процесса, и что главными источниками обвинительного характера являются именно проходящие по делу следственные работы, нельзя умалять значимость труда и информации, предоставленной оперативниками. Порядок представления результатов оперативно-розыскных мероприятий должен предусматривать доведение до соответствующих инстанций (органов дознания, прокуратуры, суда) очень важной доказательной информации. Где и для чего могут быть применены сведения сотрудников оперативного отдела о выявленных ими фактах?

  • В судопроизводстве по части доказывания в уголовном деле факта правонарушения (с учетом требований Уголовно-процессуального кодекса).
  • Для принятия конкретных процессуальных решений – сюда относятся: основания и предпосылки для возбуждения уголовной процессии, фактичекское основание для произведения отдельных следственных мероприятий, а также непосредственный розыск обвиняемых (подозреваемых).
  • В качестве предварительного анализа и оценки наработанной доказательной базы.
  • Для выстраивания возможных версий и поиска существующих источников доказательств. В качестве таковых выступают либо вещественные доказательства – всевозможные предметы, вещи, фотографии, видеопленки, аудиозаписи, либо документальные, представляющие собой объяснения, справки и рапорты о результатах оперативной деятельности.
Читайте также:  О досрочном пенсионном обеспечении лиц, работающих в особых условиях труда

Способы передачи результатов ОРД следователю

Уникальная возможность скачать любой документ в DOC и PDF абсолютно бесплатно. Многие документы в таких форматах есть только у нас.

Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы Д.В. Егорова и заместителя руководителя Федеральной таможенной службы А.А. Серышева.

Баженов Сергей Викторович — кандидат юридических наук, доцент, докторант адъюнктуры (докторантуры) Омской академии МВД России.

Для того, чтобы доказательства, которые надлежит сформировать следователю на основе материалов, предоставленных ему органом, осуществляющим ОРД, отвечали требованию допустимости, прежде всего, должен быть соблюден предусмотренный законом порядок приобщения к уголовному делу материалов, полученных оперативно-розыскным путем.

Баженов Сергей Викторович — кандидат юридических наук, доцент, докторант адъюнктуры (докторантуры) Омской академии МВД России.

К документам, указанным в пункте 6 настоящей Инструкции, прилагаются (при наличии) полученные (выполненные) при проведении ОРМ материалы фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации, а также материальные объекты, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут быть признаны вещественными доказательствами .

Калиновский, К. Б. Обоснованность уголовно-процессуальных решений в свете учения о бремени доказывания / К. Б. Калиновский // Доказывание и принятие решений в соврем. уголов. судопроизводстве. Материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти д-ра юрид. наук, проф. Полины Абрамовны Лупинской : сб. науч. тр. — М. : Элит, 2011. — С. 59-65.

Регламентация и правовое поле ОРД

В случае рассекречивания материалов, которые передаются в следственный орган, руководитель органа, осуществляющего ОРД, должен вынести постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей.

Такое постановление должно быть составлено в 2 экземплярах. Первый экземпляр направляется в следственный орган, а затем приобщается к материалам уголовного дела, второй приобщается к материалам дела оперативного учета или (в случае его отсутствия) — к материалам номенклатурного дела.

  • Новости ассоциации
  • Мероприятия, 2021
  • Мероприятия, 2020
  • Мероприятия, 2019
  • Мероприятия, 2018
  • Мероприятия, 2017
  • Мероприятия, 2016
  • Мероприятия, 2015
  • Мероприятия, 2014
  • Мероприятия, 2013
  • Интервью

Предоставление результатов ОРД для подготовки и проведения процессуальных действий

В Инструкции уточнены требования к результатам ОРД, представляемым для подготовки и осуществления процессуальных действий.

В соответствии с п. 19 в них должны содержаться сведения о местонахождении лиц, скрывающихся от следствия и суда; о лицах, которым стали известны имеющие значение для дела обстоятельства; о возможных источниках доказательств; о местонахождении предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами ; о других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения процессуальных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, выработать оптимальную методику расследования по конкретному уголовному делу.

Инструкция возлагает обязанности на орган, осуществляющий ОРД, при передаче следователю и органу дознания фонограммы, полученной при проведении ОРМ, прилагать к ней бумажный носитель записи переговоров (п. 17).

Результаты ОРД представляются Результаты в виде рапорта об обнаружении признаков преступления или сообщения о результатах ОРД в соответствии по форме имеющийся в Приложении №1 к Инструкции.

Этот рапорт (сообщение) составляет лицо, проводившее ОРМ. Рапорт (сообщение) регистрируется.

Оформление необходимых для передачи следователю документов

Оформление документов для представления их следователю включает в себя следующие моменты.

Рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, содержащихся в представляемых результатах ОРД, и их носителей. Речь идет о так называемой легализации результатов ОРД.

В случае рассекречивания материалов, которые передаются в следственный орган, руководитель органа, осуществляющего ОРД, должен вынести постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей.

Такое постановление должно быть составлено в 2 экземплярах. Первый экземпляр направляется в следственный орган, а затем приобщается к материалам уголовного дела, второй приобщается к материалам дела оперативного учета или (в случае его отсутствия) — к материалам номенклатурного дела.

Всё об уголовных делах

«О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд» (утверждена Приказом МВД от 27.03.13г.)

Раздел II . Представление результатов ОРД

— п. 6 Инструкции результаты ОРМ передаются рапортом или сообщением

— п. 7 Инструкции рапорт об обнаружении преступления

— п. 9 Инструкции постановление начальника о передаче результатов ОРМ

— п. 10 Инструкции прилагается постановление (ст. 8 N 144-ФЗ) о проведении ОРМ

— п. 11 Инструкции результаты неудачной попытки приобщаются к повторным материалам

— п. 14 Инструкции постановление о рассекречивании

Передача вещественных доказательств

— п. 16 Инструкции указываются обстоятельства получения и описание

— п. 17 Инструкции копии и оригиналы материалов

Раздел III . Требования, предъявляемые к результатам ОРД

— п. 18 Инструкции результаты ОРД — для возбуждения дела

— п. 19 Инструкции результаты ОРД — для процессуальных действий

— п. 20 Инструкции результаты ОРД — для использования в доказывании

Применяемые сокращения: ОРД — «оперативно-розыскная деятельность», ОРМ — «оперативно-розыскные мероприятия».

I). Общие положения

1) Настоящая Инструкция определяет порядок представления оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд при наличии в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а также в порядке:

— выполнения поручения дознавателя, органа дознания, следователя, судебного решения о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлениях, находящимся в их производстве.

— исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по находящейся у него на рассмотрении жалобе лица, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, о непредставлении или представлении не в полном объеме органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведений о полученной об этом лице информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны.

2) Установленный настоящей Инструкцией порядок представления результатов ОРД применяется при представлении результатов ОРД в соответствии с запросами международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов иностранных государств.

3) Правовой основой представления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд (судье) являются Конституция, Уголовно-процессуальный кодекс (прим. — прежде всего 89 УПК ), Закон об ОРД от 05.07.1995г. N 144-ФЗ , иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, а также настоящая Инструкция.

Процедура передачи материалов следователю

Указанное постановление составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется уполномоченным должностным лицам (органам), второй — приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия, к материалам номенклатурного (литерного) дела.
Постановление составляется в двух экземплярах и утверждается руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем). Первый экземпляр постановления направляется дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, второй приобщается к материалам дела оперативного учета, а в случае его отсутствия – к материалам специального номенклатурного дела.

Фактически передача результатов ОРД осуществляется посредством почтовой пересылки передачей нарочным и другими способами с учетом требований нормативных правовых актов, регулирующих организацию делопроизводства.

Постановление о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности налоговому органу составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется в соответствующий налоговый орган, второй — приобщается к соответствующим оперативным материалам.

The article deals with the analysis of the provisions of the new Instruction issued in September 27, 2013, regulating the presentation order of the operational-search activity results towards agency of inquiry, investigator or court.

Нормативно-правовая база

ОРД регламентируется целым набором законодательных и правовых актов различных уровней. К ним относятся нормативные документы различных ведомств, например, Инструкция ο предоставлении результатов ОРД следователю.

Такие документы находятся на нижнем уровне законодательной базы, их называют подзаконные акты. Именно нормативы, находящиеся на нижнем уровне иерархической структуры законодательной базы, создают детализированное представление οб ОРД. На уровне ведомств таких документов создается большое количество, однако многие из них имеют ограниченный доступ.

Ранее все нормативно-правовые документы были закрыты и относились к секретным материалам. На данный момент некоторые ведомственные и межведомственные нормативы открыты для прочтения и размещаются в свободном доступе.

Интересно, что часть информации, находящейся под грифом «секретно», через некоторое время государством все равно разглашается, потому что и у секретности есть свой срок.

Порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности следователю

В Инструкции уточнены требования к результатам ОРД, представляемым для подготовки и осуществления процессуальных действий.

В соответствии с п. 19 в них должны содержаться сведения о местонахождении лиц, скрывающихся от следствия и суда; о лицах, которым стали известны имеющие значение для дела обстоятельства; о возможных источниках доказательств; о местонахождении предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами ; о других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения процессуальных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, выработать оптимальную методику расследования по конкретному уголовному делу.

Инструкция возлагает обязанности на орган, осуществляющий ОРД, при передаче следователю и органу дознания фонограммы, полученной при проведении ОРМ, прилагать к ней бумажный носитель записи переговоров (п. 17).

Читайте также:  В какие сроки нужно сдать декларацию 3-НДФЛ

Результаты ОРД представляются Результаты в виде рапорта об обнаружении признаков преступления или сообщения о результатах ОРД в соответствии по форме имеющийся в Приложении №1 к Инструкции.

Этот рапорт (сообщение) составляет лицо, проводившее ОРМ. Рапорт (сообщение) регистрируется.

Сама процедура представления результатов ОРД осуществляется в порядке закрепленном в пунктах 8-14 Инструкции, и заключается в следующем:
Руководитель соответствующего подразделения органа дознания выносит постановление о предоставлении результатов ОРД по форме указанной в Приложении №2. Это постановление выносится в двух экземплярах. Один экземпляр постановления направляется следователю ( в орган дознания, в суд), второй — приобщается к материалам дела оперативного учета или номенклатурного (литерного) дела.

Если результаты ОРД были получены при проведении проверочной закупки, контролируемой поставки веществ свободный оборот которых ограничен, то к ним еще прилагается постановление руководителя органа осуществляющего ОРД о проведении конкретного ОРМ. Копия такого постановления должна хранится в деле оперативного учета или номенклатурного (литерного) дела.

Если результаты ОРД были получены в ходе проведения ОРМ ограничивающего конституционные права граждан, право на неприкосновенность жилища, телефонных переговоров и иных к материалам ОРД представляются копии судебных постановлений о проведении таких ОРМ.

В случаях необходимости, в рассекречивании сведений содержащихся в материалах ОРД, начальник или его зам органа осуществляющего ОРД выносит постановление о рассекречивании сведений составляющих государственную тайну по форме указанной в Приложении №3. Такое постановление составляется в двух экземплярах, один из которых направляется уполномоченному должностному лицу (органу), а другой вкладывается в дело оперативного учета, номенклатурного (литерного) дела.

Фактически передача результатов ОРД осуществляется посредством почтовой пересылки передачей нарочным и другими способами с учетом требований нормативных правовых актов, регулирующих организацию делопроизводства.

Соблюдение порядка оформления и передачи результатов ОРД имеет важное практическое значение… Нарушение процедуры предоставление результатов ОРД может повлечь признание полученных в ходе ОРД доказательств недопустимыми. На практике оперативные сотрудники правоохранительных органов крайне небрежно относятся к соблюдению описанной процедуры, чем пользуется защиты в суде. Оперативные сотрудники нередко отказываются предоставлять материалы ОРД в суд ссылаясь на государственную тайну, что как уже разъяснял ВС РФ является незаконным.

  • Новости
  • Правительство
  • Исполнительные органы государственной власти
  • Учреждения и предприятия при Правительстве
  • Вакансии и объявления
  • О Правительстве
  • График выездных приемов
  • Карта сайта

1. О понятии ОРД см. пункт 20 коммент. к ст. 5.

2. Комментируемая статья устанавливает правило о том, что результаты ОРД запрещены для использования в процессе доказывания, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам настоящим Кодексом. В ч. 2 ст. 11 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» содержится формально противоположная норма, согласно которой результаты ОРД могут использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств. Однако следует иметь в виду, что сами данные, полученные оперативно-розыскным путем, не всегда могут быть в дальнейшем «вторично» собраны в процессуальном порядке и обычно являются лишь основой для формирования других сведений, могущих быть доказательствами по уголовному делу. Исключение может быть сделано, во-первых, для предметов, которые при определенных условиях способны стать вещественными доказательствами после их собирания и проверки в уголовно-процессуальном порядке, и, во-вторых, для некоторых документов, полученных в результате отдельных оперативно-розыскных мероприятий. В соответствии со ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» к числу оперативно-розыскных мероприятий относятся опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент. Рассмотрим некоторые варианты собирания доказательств при получении относящихся к уголовному делу сведений в результате указанных мероприятий.

Если такие сведения были получены посредством негласного опроса лиц, оказывающих на конфиденциальной основе содействие органам, осуществляющим ОРД, либо непосредственного наблюдения обстоятельств, имеющих значение для дела, этими лицами или оперативными сотрудниками, они могут послужить основой для получения показаний свидетелей либо показаний подозреваемых или обвиняемых — участников преступных групп, согласившихся оказывать содействие оперативным органам. Однако подобный способ легализации оперативно-розыскных данных имеет ограниченные возможности, поскольку согласно ч. 1 ст. 12 ФЗ от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, составляют государственную тайну. Предание гласности сведений о названных лицах допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами. Представленные оперативными органами материалы (рапорты, письменные сообщения и т.п.), в которых информация, полученная от подобных лиц, в целях сохранения конспирации излагаются без ссылки на первоисточник, не могут служить доказательствами, даже если подлинность сведений удостоверяет руководитель соответствующего оперативного подразделения. Результаты наблюдения могут фиксироваться в протоколе этого оперативно-розыскного мероприятия, если оно проводилось непосредственно сотрудниками оперативного органа. Такой документ не является процессуальным протоколом в смысле ст. 83 УПК РФ и может быть в определенном порядке введен в уголовное судопроизводство в качестве иного документа (ст. 84 УПК РФ).

Процедура предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности

Результаты ОРД подлежать представлению органу дознания, следователю, прокурору или в суд осуществляется на основании Постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и означает передачу в установленном законодательством Российской Федерации и Инструкцией порядке конкретных оперативно-служебных документов, которые после определения их относимости и значимости для уголовного судопроизводства могут быть приобщены к возбужденному уголовному делу.

Материалы об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах ОРД, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках и о лицах, оказывающих (оказывавших) им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну.

Согласно положениям статьи 16 ФЗ «О государственной тайне», собранные данные подлежат рассекречиванию путем оформления Постановлению на основании мотивированного постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность непосредственно перед представлением[6].

Постановление о рассекречивании результатов ОРД утверждается руководителем, наделенным соответствующими полномочиями.

На Рисунке 3 отражены элементы представления результатов ОРД.

Рисунок 3 — элементы представления результатов ОРД.

При возбуждении уголовного дела, в каждом отдельном случае результаты ОРД, содержащие сведения об организации и тактике проведения таких мероприятий, используемых технических средствах, штатных негласных сотрудниках оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений, в обязательном порядке согласовываются с исполнителями оперативно-розыскных мероприятий.

Постановление о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд оформляется в строго утвержденной форме и состоит из трех составных элементов, представленных на Рисунке 4.

Рисунок 4 — Элементы представления результатов ОРД.

Первый элемент, который мы рассмотрим — вводная часть. Данный элемент Постановления включает в себя наименование документа, место и время его вынесения, фамилию, имя, отчество, должность и звание (воинское, специальное) руководителя органа, осуществляющего ОРД, а также основания вынесения данного постановления[7].

Второй элемент Постановления – описательная часть, в которой указывается, в результате какого оперативно-розыскного мероприятия получена первичная информация и какие именно, для каких целей они представляются (использования в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовного дела, подготовки и осуществления следственных и судебных действий, использования в доказывании по уголовным делам), когда и кем санкционировалось конкретное оперативно-розыскное мероприятие, наличие судебного решения на его проведение. Описательная часть Постановления заканчивается ссылкой на соответствующую часть ст.11 и часть 4 ст.12 ФЗ «Об ОРД».

Третий элемент – резолютивная часть. В данной части постановления формулируется решение руководителя органа о направлении оперативно-служебных документов, отражающих результаты ОРД. Также в данной части детально перечисляются подлежащие направлению конкретные документы.

При необходимости, одновременно с постановлением готовится план оперативно-розыскных мероприятий по защите сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и безопасности непосредственных участников оперативно-розыскных мероприятий.

Постановление о представлении результатов ОРД подготавливается в одном экземпляре, подписывается руководителем органа и приобщается к материалам дела оперативного учета или соответствующего номенклатурного дела.

Результаты ОРД могут представляться в виде обобщенного официального сообщения (справки-меморандума) или в виде подлинников соответствующих оперативно-служебных документов.

Степень секретности представляемых материалов, виды приложений и способ передачи определяются в соответствии с правилами ведения секретного делопроизводства в каждом конкретном случае отдельно, в том числе в зависимости от существа полученного запроса (поручения) и наличия сведений, подлежащих засекречиванию.

Представляемые материалы должна сопровождать информация о времени, месте и обстоятельствах изъятия в ходе ОРД предметов и документов, получения видео– и аудиозаписей, кино– и фотоматериалов, копий и слепков, должно быть приведено описание индивидуальных признаков указанных предметов и документов.[8]

Читайте также:  Декларация по налогу на имущество за 2022 год

Допускается представление материалов в копиях, в том числе с переносом наиболее важных моментов (разговоров, сюжетов) на единый носитель, что обязательно оговаривается в сопроводительных документах (протоколах). Тип носителя определяется инициатором ОРМ.

Оригиналы материалов в этом случае хранятся в оперативном подразделении до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу.

При подготовке и оформлении для передачи органу дознания, следователю, прокурору или в суд результатов ОРД должны быть приняты необходимые защитные меры по сохранности и целостности представляемых мате��иалов при пересылке их в адрес (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и т.п.).[9]

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. — 1993. – 25 декабря. «О Правительстве Российской Федерации»: Федеральный конституционный закон от 17 дек. 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. ФКЗ от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ).
  2. Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 30.03.2016) // СЗ РФ. — 2001. — № 52 (ч. I). — Ст. 4921.
  3. ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // СЗ РФ от 14.08.1995. — № 33. — Ст. 3349.
  4. ФЗ РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 08.03.2015) // СЗ РФ от 13.10.1997, № 41.
  5. Федеральный закон «О Прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 28.11.2015) // СЗ РФ от 20.11.1995. — № 47. — Ст. 4472.
  6. Приказ ФСНП РФ, ФСБ РФ, МВД РФ, ФСО РФ, ФПС РФ, ГТК РФ и СВР РФ «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-ро­зыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд» от 13 мая 1998 г. № 175/226/336/201/286/410/5//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 14 сентября 1998 г. — № 23.
  7. Определение Конституционного Суда РФ от 4 февраля 1999 г. № 18-0 по жалобе граждан М.Б. Никольской и М.И. Сапронова на нарушение их конституционных прав отдельными положениями Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» // СПС Гарант.
  8. Определение Конституционного Суда РФ от 6 марта 2001 г. № 58-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Потапова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав отдельными положениями Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» // СПС Гарант.

1. Под результатами ОРД понимаются фактические данные, полученные оперативными подразделениями в установленном Федеральным Законом об ОРД порядке, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших правонарушение, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, а также о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Результаты ОРД отражаются в оперативно-служебных документах (рапортах, справках, сводках, актах, отчетах и т.п.). К оперативно-служебным документам могут прилагаться предметы и документы, полученные при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

В случае проведения в рамках ОРД оперативно-технических мероприятий результаты ОРД могут быть также зафиксированы на материальных (физических) носителях информации (фонограммах, видеограммах, кинолентах, фотопленках, фотоснимках, магнитных, лазерных дисках, слепках и т.д.).

2. Органу дознания, следователю, прокурору или в суд представляются те результаты ОРД, которые могут:

  • служит поводом и основанием для возбуждения уголовного дела;

  • быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий;

  • использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

Результаты ОРД могут представляться по инициативе органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо при выполнении отдельных поручений органа дознания, следователя, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

Порядок предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности, полученных при исполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств, определяется отдельными нормативными правовыми актами.

3. Сотрудники оперативных подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, при решении вопросов, связанных с предоставлением результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд, обязаны руководствоваться положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, устанавливающими поводы и основания к возбуждению уголовного дела, обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу, доказательства, виды доказательств, порядок собирания и проверки доказательств.

4. Результаты ОРД могут служить основой для формирования всех видов доказательств, создавать условия и предпосылки для их установления.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

Предоставление результатов ОРД

  • Федеральный закон от 16.02.2022 N 8-ФЗ

    «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

  • Федеральный закон от 16.02.2022 N 9-ФЗ

    «О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 16.02.2022 N 10-ФЗ

    «О внесении изменений в статьи 28 и 29 Федерального закона «О защите конкуренции» и Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»

  • Указ Президента РФ от 17.02.2022 N 65

    «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 2012 г. N 1062 «О мерах государственной поддержки муниципальных учреждений культуры, находящихся на территориях сельских поселений, и их работников»

  • Распоряжение Президента РФ от 17.02.2022 N 32-рп

    «О продлении срока федеральной государственной гражданской службы»

  • Распоряжение Президента РФ от 17.02.2022 N 33-рп

    «О внесении изменений в перечень руководящих работников федеральных органов исполнительной власти, государственных органов и организаций Российской Федерации, которые входят в состав межведомственного коллегиального органа — коллегии Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по должности, утвержденный распоряжением Президента Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 821-рп»

  • Постановление Правительства РФ от 15.02.2022 N 173

    «Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, в которых создаются специализированные структурные подразделения с наименованием «специализированный учебно-научный центр»

  • Распоряжение Правительства РФ от 15.02.2022 N 251-р

    «О признании утратившими силу распоряжений Правительства РФ от 31.12.2020 N 3720-р, от 09.04.2021 N 913-р»

  • Распоряжение Правительства РФ от 15.02.2022 N 247-р

    «О плане мероприятий («дорожной карте») по внедрению приоритетных счетов системы природно-экономического учета»

Следует начать с того, что ст. 11 Закона об ОРД, говоря о направлениях использования результатов ОРД в уголовном процессе, подробно не регламентирует порядок представления (передачи) результатов ОРД следователю либо в иные органы, указанные в законе.

В ней лишь говорится о том, что основанием для такого представления является соответствующе Постановление руководителя органа, осуществляющего ОРД, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами.

Отсюда первый вывод – в любом случае, если следователь получает о того или иного оперативного подразделения материалы, которые ему предстоит проверить на предмет наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела или использовать их в доказывании по уголовному делу, он должен убедиться, вынес ли руководитель органа, осуществляющего ОРД соответствующее постановление.

Теперь о порядке, установленном ведомственными актами, о котором говорится в ст. 11 Закона об ОРД.

Таким нормативным актом в настоящее время является “Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд”, утвержденная приказами МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27.09.2013

Эта инструкция носит межведомственный характер, т.к. утверждена приказами руководителей всех ведомств, которые согласно действующему законодательству уполномочены осуществлять ОРД на территории Российской Федерации, а также руководителем Следственного комитета РФ.

Подобные Инструкции существовали и ранее. До этого были ее редакции 1998 и 2007 года.

Рассмотрим основные требования, которые предъявляет данная Инструкция к порядку представления результатов ОРД следователю.

Результаты ОРД могут представляться в двух вариантах.

  1. В виде рапорта об обнаружении признаков преступления. Такой рапорт составляется сотрудником оперативного подразделения в соответствии со статьей 143 УПК РФ и обязательно должен быть зарегистрирован в установленном порядке.
  2. В виде сообщения о результатах оперативно-розыскной деятельности.

Процедура представления результатов ОРД в виде рапорта или сообщения включает в себя следующие этапы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *