Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец авто и что лучше?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец авто и что лучше?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Основная причина, почему страховым компаниям дали полномочия выбирать, как компенсировать застрахованному лицу ущерб: выплата или ремонт по ОСАГО в 2023 году — это многочисленные факты мошенничества со стороны автомобилистов. Ранее любой водитель, автомобиль которого пострадал в ДТП, мог потребовать именно денежную компенсацию. При этом он делал ремонт сам, а полученные деньги мог использовать на свое усмотрение. Также были распространенными случаи «автоподстав» для получения незаконных выплат от страховых компаний.

Почему ввели новшества?

Теперь страховщикам предоставлено больше полномочий. И только от них зависит, как быстро отремонтируют автомобиль. Следует учесть, что в данном законе есть исключения. По-прежнему выбирать вид компенсации по ОСАГО: ремонт или деньги, могут владельцы грузовых автомобилей. А также граждане зарубежных государств, которые ездят в РФ на своем личном или арендованном автомобиле.

Выплачивают ли деньги по ОСАГО в 2023 году

Благодаря автогражданке можно получить компенсацию различных видов ущерба, в том числе причинённый автомобилям в дорожно-транспортной ситуации. Пострадавший может получить выплаты, которые покрывают следующее:

  • убытки, которые связаны с простоем коммерческого транспорта, потерей товарной стоимости и невозможностью выполнения взятых на себя ранее обязательств;
  • расходы на приобретение деталей и восстановление авто.

Благодаря автогражданке можно получить компенсацию различных видов ущерба, в том числе причинённый автомобилям в дорожно-транспортной ситуации. Пострадавший может получить выплаты, которые покрывают следующее:

  • убытки, которые связаны с простоем коммерческого транспорта, потерей товарной стоимости и невозможностью выполнения взятых на себя ранее обязательств;
  • расходы на приобретение деталей и восстановление авто.

Порядок проведения описанных выше процедур регламентирует Федеральный закон №40, изданный 25 апреля 2002 года. Он определяет суммы выплат, они зависят от метода оформления дорожно-транспортного происшествия, а также ситуации с возможным прямым возмещением. Положение Банка России №431 определяет правила и порядок оформления документов.

Пострадавший может рассчитывать на возмещение ущерба от каждого страховщика в том случае, если вред причинён из-за действий нескольких водителей, участвовавших в инциденте. Страховой нужно сообщить об аварии в указанные законодательством сроки, также необходимо в точности следовать установленной процедуре.

Что необходимо учитывать при ремонте по ОСАГО?

17 марта 2017 года на законодательном уровне ремонт заменил большинство выплат. Восстановительные работы могут проводить только лицензированные компании. Если транспортное средство находится на гарантии, тогда необходимо обратиться исключительно к официальному дилеру. Эксперты примут во внимание возраст транспортного средства, его пробег, внутренние и внешние повреждения. Износ должен находиться в пределах 50%.

В ФЗ «Об ОСАГО» в статье 12 пункте 15.1 устанавливается, когда детали должны быть заменены. Использование вторичных деталей не допускается, если страховое соглашение не указывает что-то другое.

Минимальная гарантия на восстановленное транспортное средство должна составлять полгода, на кузовные работы (в число которых входит покраска) – 1 год.

Автосервис обязан устранить недостатки в том случае, если в договоре страховой компании и пострадавшего не будет указан иной метод.

Как не доплачивать за ремонт по ОСАГО?

Страховщик ОСАГО оценивает ущерб от аварии строго по методике 2023 года ЦБ РФ. В расчет берут стоимость штатных деталей и запчастей для данной конкретной марки транспортного средства. Если машина была укомплектована дополнительными деталями, и они пострадали в аварии, их стоимость учитываться не будет, за восстановление придется доплатить.

В этом случае, чтобы сэкономить, можно отказаться от тюнинга и довольствоваться стандартными опциями. Второй вариант – обсудить со страховщиком возможность установления запчастей, бывших в употреблении. Это снизит общую стоимость работ, и доплату делать не придется. Третий вариант – взыскать стоимость ремонта, превышающую выплату по полису обязательного страхования, с виновника ДТП в судебном порядке. Такую возможность автовладельцам предоставил Конституционный суд.

Срок ремонта по ОСАГО в 2022 году

В 2022 году пострадавший заинтересован как можно раньше поставить в известность страховую компанию по ОСАГО о произошедшем ДТП и произвести осмотр автомобиля. В течение 20 дней с этого момента страховщик должен произвести расчет стоимости деталей и работ и выписать направление в автосервис. Если по согласию со страховой компании восстановление авто проводит сторонняя станция технического обслуживания, то ждать направления придется 30 дней.

Читайте также:  Что делать, если вы затопили соседей

На восстановление дефектов в 2022 году законодатель отводит не более 30 дней. Срок может быть увеличен при сложных повреждениях, но только по согласованию с владельцем машины. Если работы затягиваются, страхователя обяжут заплатить неустойку в размере 0,5% от суммы за каждый день.

Выплачивают ли деньги по ОСАГО в 2022 году

Благодаря автогражданке можно получить компенсацию различных видов ущерба, в том числе причинённый автомобилям в дорожно-транспортной ситуации. Пострадавший может получить выплаты, которые покрывают следующее:

  • убытки, которые связаны с простоем коммерческого транспорта, потерей товарной стоимости и невозможностью выполнения взятых на себя ранее обязательств;
  • расходы на приобретение деталей и восстановление авто.

Благодаря автогражданке можно получить компенсацию различных видов ущерба, в том числе причинённый автомобилям в дорожно-транспортной ситуации. Пострадавший может получить выплаты, которые покрывают следующее:

  • убытки, которые связаны с простоем коммерческого транспорта, потерей товарной стоимости и невозможностью выполнения взятых на себя ранее обязательств;
  • расходы на приобретение деталей и восстановление авто.

Как будет работать схема

Сначала нововведение реализуют на платформе госуслуг. Все документы будут храниться в личном кабинете заявителя на едином портале. Через него можно будет написать обращение после ДТП, выбрать нужную страховую компанию и вести с ней коммуникацию в электронном формате. Чтобы документ был юридически значимым, подписывать его нужно будет усиленной неквалифицированной электронной подписью (УНЭП) с помощью приложения «Госключ». Использовать более простую схему, как хотели в Центробанке, не получилось из-за позиции ФСБ.

Обмен документов будет проходить через Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) напрямую, минуя РСА, и приходить непосредственно в ответственные страховые компании. Система электронного урегулирования ОСАГО предусматривает в том числе осмотр транспортных средств с помощью фото- и видеоматериалов и заключение окончательного соглашения между страховщиком и заявителем в электронном виде.

Таким образом, как рассказал представитель ЦБ, новая схема повысит прозрачность общения страховых с автомобилистами и жалоб должно стать меньше. В свою очередь страховщики привели пример с европротоколом: сначала автомобилисты опасались им пользоваться, а теперь около 40% ДТП водители оформляют с помощью этого инструмента.

Использование документов о ДТП, выданных любыми организациями

Первое важное изменение затронет статью 11 закона «Об ОСАГО»:

5. Страховщик принимает решение об осуществлении страхового возмещения либо о мотивированном отказе в осуществлении страхового возмещения на основании представленных потерпевшим документов, подтверждающих факт наступления страхового случая и предусмотренных правилами обязательного страхования. Документы, подтверждающие факт наступления страхового случая, могут выдаваться полицией, аварийно-спасательными службами, выезжающими на место дорожно-транспортного происшествия, медицинскими организациями.

5. Страховщик принимает решение об осуществлении страхового возмещения либо о мотивированном отказе в осуществлении страхового возмещения на основании представленных потерпевшим документов, подтверждающих факт наступления страхового случая и предусмотренных правилами обязательного страхования.

Итак, до 15 июля 2023 года документы, подтверждающие факт страхового случая, могут выдаваться только:

  • полицией;
  • спасателями;
  • медицинскими организациями.

С 15 июля 2023 года в Федеральном законе не будет ограничений по тому, кем могут выдаваться документы, подтверждающие факт наступления страхового случая. На практике это означает, что в список будет входить также и извещение о дорожно-транспортном происшествии (европротокол), которое оформляется самими водителями.

Страховая заплатит за ремонт и эвакуацию

Принятое постановление оговаривает, что оплата ремонта не освобождает страховую компанию от таких выплат потерпевшему, как возмещение в счет утраты товарной стоимости автомобиля, его эвакуации с места дорожно-транспортного происшествия (ДТП), хранения и прочих расходов вплоть до стоимости работ по восстановлению дорожного знака.

Однако в ходе доработки документа из него был исключен пункт, запрещавший страховой компании по своему усмотрению заменять ремонт на страховую выплату, если ни одна станция, с которой у нее заключены договоры, не соответствует установленным требованиям для проведения ремонта. В утвержденном тексте постановления с отсылкой на действующие нормы закона «Об ОСАГО» говорится о возмещении вреда путем страховой выплаты, если страховщику и потерпевшему не удалось согласовать выбор станции в упомянутом случае.

Расторжение договора ОСАГО

Страховые компании вправе досрочно расторгнуть договор ОСАГО с клиентом, если тот при оформлении полиса предоставил «ложные или неполные сведения», имеющие «существенное значение для определения степени страхового риска».

«Ложными или неполными сведениями считаются представленные страхователем сведения, которые не соответствуют действительности или не содержат необходимой для заключения договора страхования информации, при надлежащем представлении которых договор не был бы заключен или был бы заключен на других условиях», — говорится в постановлении.

Читайте также:  Жилищный сертификат жителям Чернобыльской зоны в 2023 году

На размер страховой премии влияют данные о технических характеристиках, конструктивных особенностях, о собственнике, назначении или цели использования транспортного средства и иных обязательных сведений, определяемых законодательством об ОСАГО (например, стаж вождения, использование легкового автомобиля в качестве такси, а не для личных семейных нужд и т.п.), уточняет ВС РФ.

В случае представления клиентом заведомо ложных сведений страховая компания также вправе требовать признания договора недействительным (пункт 3 статьи 944 и статьи 179 Гражданского кодекса РФ). «В этом случае выплаченное потерпевшему страховое возмещение не возвращается, а причиненные вследствие этого убытки страховщику возмещаются страхователем», — указано в постановлении.

Методика расчета ущерба по ОСАГО

В 2022 году страховые компании исчисляют компенсации, пользуясь Единой методикой расчета ущерба (ЕМРУ), разработанной Министерством транспорта РФ, Центробанком и Российским союзом автостраховщиков.

Страховщики проводят расчет ущерба по следующей формуле: стоимость ремонта + стоимость материалов + стоимость подлежащих замене деталей. При этом дополнительно учитывается множество факторов, в частности износ запчастей.

Что нужно знать о ЕМРУ:

  • В ходе расчета страховщик обязан учитывать среднюю рыночную стоимость работ и материалов, недопустимы отклонения более чем на 10% от показателей.
  • Подсчет проводится на основании нормативных актов, при нем учитываются только повреждения, полученные вследствие конкретного происшествия.
  • При расчете учитывается множество сопутствующих факторов, в частности регион, в котором произошло ДТП.
  • Сумма возмещения во многом зависит от износа деталей – его расчет проводится с применением поправочного коэффициента.

При этом лимит возмещения не зависит от проведенного расчета. По закону максимальная сумма покрытия при компенсации ущерба имущественного характера не может быть выше 400 тыс руб. Но даже эти деньги страховщики часто отказываются выплачивать, ссылаясь, в частности, на сильный износ деталей.

Смотрите, какая тема — Какая сумма выплаты ОСАГО выплачивается страховой после ДТП: при европротоколе и максимальная?

  1. Выплаты ОСАГО не могут быть выше верхних пределов, установленных законом.
  2. Максимальная сумма при компенсации ущерба автомобилям и имуществу потерпевших в ДТП – 400 тысяч рублей.
  3. Однако при оформлении аварии по европротоколу суммы другие. По умолчанию здесь лимит составляет 100 тысяч рублей.Но его можно поднять, если выполняются два обязательных условия: нет разногласий по виновности и происшествие оформлено с помощью мобильного приложения «Помощник ОСАГО».
  4. Если в ДТП есть пострадавшие или погибшие, максимальный размер страховых выплат увеличивается до 500 тысяч рублей. За погибших компенсацию могут получить родственники.
  5. Тотальная гибель машины предусматривает выплату деньгами, а не ремонтом. И здесь у вас есть высокие шансы получить близкую к максимальной сумме.
  6. Также полис ОСАГО покрывает утраченный заработок, если пострадавшие в ДТП утратили трудоспособность и лишились дохода.
  7. Но на практике 2022 года страховые выплачивают гораздо меньше лимита. Это связано с методикой расчёта возмещения, неактуальными ценами в справочниках РСА, износом до 50% и погрешностью при определении итоговой суммы.
  8. В итоге выплаченных страховщиком денег не хватает для качественного ремонта машины.Что делать дальше – зависит от ваших целей. Если страховая насчитала мало, можно довзыскать с неё оставшуюся сумму. Но, с другой стороны, можно потребовать разницу с виновника ДТП.
  9. Страховой полис покрывает не все риски. Исключений предостаточно, мы их перечислили в статье.

С появлением ФЗ Об ОСАГО обязательства по возмещению ущерба пострадавшим в ДТП ложатся на страховые компании. Однако существуют максимальные суммы, сверх которых страховщик не заплатит. Для возмещения ущерба транспортным средствам – 400 000 рублей, жизни и здоровья пострадавших в ДТП людей – 500 000 рублей.

Существует также отдельный лимит на выплаты, если авария оформлялась по европротоколу. В зависимости от условий эти суммы могут составлять от 100 до 400 тысяч рублей. Вот только максимум получают лишь единицы – страховые любят урезать выплаты по ОСАГО. А на фоне подорожания запчастей это уже является настоящей проблемой.

Ещё могут отказать в возмещении, ссылаясь на не страховой случай. Что делать в этих случаях потерпевшим, какую сумму вреда покрывает полис ОСАГО, сколько реально можно получить, а также есть ли шанс довзыскать выплаты с виновника ДТП – традиционно обсудим в сегодняшней статье.

Стоимость нормо-час ов

Стоимость самого ремонта как услуги рассчитывается по фиксированным расценкам стоимости нормо-час ов. Их устанавливает Центральный банк. Они зависят от многих факторов: какая работа будет востребована, в каком регионе она находится, какая марка автомобиля и так далее. Расчет ведется для конкретной машины на основе выбранных параметров с использованием методов математической статистики.

Автовладельцу, имеющему право на денежную выплату по ОСАГО, придется найти адекватную СТО для ремонта своего автомобиля. А оплаты может не хватить на ремонт, так как нормо-час на выбранной автомобилистом СТО может стоить больше расчетной фиксированной ставки.

Читайте также:  Договор ренты: что это такое и как оформить

Со стороны СТО это не является нарушением закона, поскольку они вправе устанавливать стоимость своих услуг в индивидуальном порядке, не ориентируясь на методику расчета ЦБ.

Территориальные коэффициенты

На данный момент существует 262 территориальных коэффициента. В 2023 году изменения ждет всего 74 из них. Из них практически все большие города ждут понижения.

Вот основные из них:

  • Москва – было 1,9, стало 1,8;
  • Московская область – было 1,6, стало 1,5;
  • Санкт-Петербург – было 1,72, стало 1,6;
  • Ленинградская область – было 1,27, стало 1,24;
  • Уфа – было 1,7 стало 1,6;
  • Казань – было 1,9 стало 1,8;
  • ЕКБ – было 1,7 стало 1,6.

А вот коэффициент для небольших городов будет увеличен в 2023 году. Это связано с тем, что было зафиксировано большое количество мошеннических случаев. Именно поэтому расходы, которые могут стать причиной этому, будут автоматически включены в стоимость обязательного страхования.

Возрастание коэффициентов будет ждать:

  • Чеченская Республика – было 0,64, стало 0,76;
  • Дагестан – было 0,7, стало 0,9;
  • Севастополь и Симферополь – было 0,6, стало 0,7.

Увеличится ли стоимость полиса ОСАГО

В настоящее время объективных предпосылок для увеличения стоимости ОСАГО в 2023 году нет. Экономические прогнозы говорят, что финансовый рынок находится, и будет находиться, в стабильном состоянии. Уровень инфляции не должен превысить ожиданий. Поэтому повышать стоимость полисов ни у правительства, ни у компаний оснований нет.

Другое дело – вопрос подорожания услуги для отдельных категорий участников дорожного движения. Самые свежие новости об изменениях в ОСАГО в 2023 году касаются автострахования для такси. Подорожает ли ОСАГО для таксистов в 2023 году, обсуждают Минфин, Центробанк и участники рынка.

Страховщики предлагают поднять ставку сразу на 60%. По их словам, сегодняшние расценки не покрывают расходов из-за слишком частого участия таксистов в авариях. Согласно статистике, в ДТП участвует каждое третье такси.

У простых автолюбителей этот показатель находится на уровне 4,3%. И хотя, в 2022 году, наемным перевозчикам уже повышали стоимость полиса на 30%, этого явно недостаточно, чтобы выплат хватило на всех.

Как решится вопрос с таксистами, пока не ясно. Поэтому рассмотрим определение стоимости автостраховки, исходя из факторов, которые точно будут учитываться в 2023году.

Сколько покрывает автостраховка в 2023 году

Выплата по ОСАГО не резиновая. Существуют лимиты, которые регламентируются Законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В 2022 году финансовые границы по ОСАГО были повышены на 23% и на сегодняшний день составляют:

  • 160 000 грн по имуществу;
  • 320 000 грн по жизни и здоровью (на каждого пострадавшего).

Если страховка не покрывает полностью ущерб, виновник оплачивает разницу — недостающую сумму. Избежать этого можно, оформив дополнительный добровольный полис ДГО, который расширяет возможности автогражданки до 1 миллиона грн. Оба полиса работают в тандеме и вместе гарантируют спокойствие драйвера во время форс-мажора.

Для начисления выплат необходимо, как правило, подать в СК такие документы:

  • Европротокол (если вы использовали его при оформлении ДТП);
  • Внутренний паспорт и индивидуальный идeнтифиĸaциoнный нoмep:
  • Полис ОСАГО;
  • Техпаспорт;
  • Рeĸвизиты вашего бaнĸa;

С 15 июля 2023 года страховые компании могут осматривать поврежденный автомобиль и другое имущество удаленно – по фото и видео от участников ДТП. Для этого нужно соглашение между потерпевшим и страховщиком.

Согласовать даты осмотра и/или независимой технической экспертизы/оценки тоже можно электронно.

Также с 15.07.2022 потерпевших избавят от обязанности представлять страховщику документы о возмещении на бумаге, если их уже направили в электронном виде.

Вдобавок введены новые способы передачи документов. Так, заявление и ряд других справок для возмещения вреда потерпевший может направить, например, через сайт или приложение страховой компании, Госуслуги. В ответ она тоже сможет направлять документы.

С 15 июля 2023 и до конца 2024 года этот электронный обмен по общему правилу возможен только по соглашению со страховщиком. С 2025 года такое взаимодействие возможно и без договора в полном объеме.

Таким образом, будет отменена обязанность потерпевшего предоставлять документы о страховом возмещении только в бумажном виде.

Уточнено, что в случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, представление поврежденного транспортного средства или его остатков, иного имущества происходит в пределах населенного пункта по месту жительства/временного пребывания владельца транспортного средства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *