Учетная политика для целей налогообложения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учетная политика для целей налогообложения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Учетная политика не относится к числу обязательных документов, которые нужно сдавать в налоговую инспекцию. Однако при прохождении проверок инспекторы запрашивают этот документ, чтобы убедиться в том, что учет ведется в соответствии с закрепленными в учетной политике способами. Чтобы уменьшить число вопросов налоговиков к способам учета, организации могут добровольно включить учетную политику в состав годовой отчетности.

Нужно ли все-таки утверждать каждый год учетную политику?

Таким образом, законодательно–нормативные акты не содержат требований об утверждении каждый календарный год учетную политику.

Решение об утверждении учетной политики на новый календарный отчетный год принимается самим субъектом. Организация-компания самостоятельно устанавливает и закрепляет процедуру утверждения учетной политики либо ежегодно, либо по мере необходимости.

При принятии данного решения субъектом необходимо учитывать следующие факты:

• Если УП от периода к периоду не меняется, разумно применять принцип рациональности — вместо ежегодного утверждения учетной политики при ее первичном оформлении указать дату, начиная с которой указанный документ подлежит применению (вместо указания очередного года).

• Все изменения и дополнения в УП вносить, не «переутверждая» всю действующую УП, т. е. добавляя их при смене учетного метода — с начала года, при поправках в законодательстве — с момента вступления их в силу.

Правила составления учетной политики

Каждая организация разрабатывает учетную политику, ориентируясь на особенности своей деятельности.

Но есть общие правила формирования учетной политики, которые касаются всех организаций и предпринимателей.

Правило 1. Если в ПБУ/НК есть лишь один способ (метод) учета имущества/операции, указывать его в учетной политике не нужно. Например, налоговая база по НДС определяется на наиболее раннюю из дат — или на день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав, или на день получения оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящей отгрузки10. Выбора здесь нет, поэтому и переписывать эти положения гл. 21 НК в налоговую учетную политику не нужно.

Организации, у которых выручка за предыдущие четыре квартала не превышала в среднем 15 млн руб., за каждый квартал уплачивают только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль11. Повторять эту норму гл. 25 НК в налоговой учетной политике ни к чему.

А вот закрепить в учетной политике, какой период у вас является отчетным по налогу на прибыль — месяц, 2 месяца и так далее до конца календарного года или I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года, — необходимо12.

Правило 2. При составлении учетной политики указывайте способы учета только того имущества (тех операций), которое (которые) у вас уже есть или скоро появится. Не стремитесь записать в нее способы учета всех операций, по которым бухгалтерское и налоговое законодательство предоставляет вам право выбора.

Например, если у вас торговая деятельность, то зафиксируйте порядок определения покупной стоимости товаров и затрат на их доставку при их приобретении и продаже (выбытии). В то же время вам не нужно прописывать порядок учета готовой продукции и незавершенного производства, поскольку у вас их нет.

Если у вас есть товары, облагаемые НДС по разным ставкам, вам нужно разработать и утвердить правила раздельного учета НДС. Но вам это не нужно, если все продаваемые товары облагаются НДС по одной ставке и нет операций, освобожденных от НДС.

Когда у вас впоследствии впервые появится какая­то операция (будет куплено имущество), вот тогда вы и внесете дополнения в учетную политику, касающиеся ее (его) учета. И наверняка эти дополнения будут более продуманными, нежели те положения учетной политики, которые вы можете принять «на всякий случай» заранее (см. правило 7).

Правило 3. Из нескольких вариантов, допускаемых законодательством о бухучете и/или НК РФ, надо выбрать один наиболее подходящий вам вариант учета имущества (хозяйственной операции). Однако имейте в виду, что, если в законодательстве методика учета выбранного способа детально расписана, нет необходимости повторять ее в учетной политике.

Например, в бухучете можно выбрать один из трех вариантов списания материалов при их отпуске в производство и ином выбытии (продаже) — по стоимости каждой единицы, по средней стоимости, по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО)13. Вы выбираете тот из них, который для вас удобнее. Допустим, вы выбрали метод списания по средней стоимости. А дальше еще надо определить, какой вариант оценки вы будете использовать — по взвешенной или по скользящей оценке.

Указываете его в приказе о бухгалтерской учетной политике, например: материалы списываются по средней себестоимости (по взвешенной оценке). А вот методику этого способа в учетной политике расписывать не надо, поскольку она изложена в п. 18 ПБУ 5/01, в пп. 75, 78 Методических указаний по бухучету МПЗ и в приложении 1 к ним14.

Правило 4. Если в НК методика применения какого­либо способа не прописана, ее можно взять из бухучета. Так, в гл. 25 НК предусмотрен выбор одного из трех методов списания товаров при их продаже — по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО), по средней стоимости, по стоимости каждой единицы15. Но в ст. 268 НК нет порядка применения ни одного из этих методов. В связи с этим методику можно взять из бухучета.

Допустим, вы выбрали метод списания по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО). Тогда его указываете в налоговой учетной политике. И, кроме того, дописываете еще, что товары оцениваются по методу ФИФО в том же порядке, который используется в бухучете — в п. 19 ПБУ 5/01, в пп. 76, 78 Методических указаний по бухучету МПЗ и в приложении 1 к ним14.

Как следует подходить к составлению учетной политики?

В качестве исходной должна быть информация о том, какой режим налогообложения будет применять организация: общий, специальный или их совмещение. Помимо этого нужно знать структуру организации, так как наличие или отсутствие обособленных подразделений влияет на порядок уплаты налогов и требует отражения в учетной политике. Кроме того, при наличии обособленных подразделений в учетной политике закрепляется порядок нумерации, составления и оформления счетов-фактур, корректировочных счетов-фактур, а также ведения журнала учета счетов-фактур и книги продаж.

Нужно проанализировать виды деятельности, которыми организация фактически занимается. В случае начала осуществления новых видов деятельности учетная политика может быть дополнена порядком отражения этих видов деятельности для целей налогообложения. При необходимости такие дополнения вносятся в течение налогового периода.

Следует удостовериться в обладании специальным статусом. Например, для профессиональных участников рынка ценных бумаг действуют особенности определения налоговой базы, в частности, возможность включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам).

Необходимо проверить принадлежность организации объектов (земля, транспорт, имущество), которые признают ее налогоплательщиком соответствующего налога.
В итоге для организации, применяющей общий режим налогообложения, в учетной политике способы (методы) учета показателей для налогообложения можно будет установить только в отношении налога на прибыль организаций и НДС. Для исчисления иных налогов дополнительных положений, помимо законодательства о налогах и сборах, не потребуется. В этом случае структура учетной политики может выглядеть следующим образом: общие положения, НДС, налог на прибыль, формы регистров.

Когда надо менять учётную политику

Бухгалтерский и налоговый учёт служит разным целям. Бухучёт нужен для отражения хозяйственной деятельности предприятия. Налоговый учёт — для расчёта налогов. Организации сами решают, как утвердить учётную политику — как один документ или как два отдельных файла: политика для целей бухучёта и налогообложения.

Бухгалтерский учёт.

УП можно изменить при следующих условиях (п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  1. В законодательстве РФ изменились требования к бухгалтерскому учёту.
  2. Организация разработала другой способ ведения бухгалтерского учёта с целью повысить качество информации об объекте бухучёта.
  3. Существенно изменились условия деятельности экономического субъекта.

Все изменения в бухучёте начинают действовать с 1 января года, следующим за годом их утверждения (п. 12 ПБУ 1/2008). Это общее правило. Также можно внести изменения в течение года. Например, если изменилось законодательство в сфере бухучёта.

Изменения в учётной политике можно применять сразу после даты изменения или ретроспективно, то есть пересчитать изменения задним числом. Выбранный вариант нужно прописать в учётной политике.

Налоговый учёт.

Поменять политику по налогообложению можно и в середине налогового периода, если:

  • изменилось законодательства о налогах и сборах;
  • компания стала вести новый вид деятельности (Письмо Минфина России от 03.07.2018 № 03-03-06/1/4575).

Что будет, если такой документ как учетная политика у налогоплательщика отсутствует?

НК РФ предусмотрено обязательное наличие в организации учетной политики для целей налогообложения, причем в качестве самостоятельного документа. Учетная политика для целей бухгалтерского учета этот документ не заменяет.

Если у налогоплательщика отсутствуют регистры налогового учета, которые статьей 314 НК РФ предписано устанавливать приложениями к учетной политике, то наступает ответственность по статье 120 НК РФ (штраф от 10 тысяч рублей).

Отсутствие учетной политики, точнее, отсутствие выбранных показателей для расчета, просто не позволит налогоплательщику, применяющему общий режим налогообложения, в большинстве случаев уплатить налоги. Например, налогоплательщик не сможет учитывать расходы на приобретение основных средств, если не выберет метод амортизации и т.д.

Может ли быть разная учетная политика для обособленных подразделений общества?

Принятая учетная политика для целей налогообложения является обязательной для всех обособленных подразделений организации. Это значит, что в организации не может быть нескольких учетных политик для целей налогообложения.

Но в организации, в состав которой входят обособленные подразделения, возможно предусмотреть особенности применения методов учета. Так, при реализации покупных товаров налогоплательщик уменьшает доходы от таких операций на стоимость приобретения товаров, которая определяется в соответствии с учетной политикой. Налогоплательщик, выбирая метод списания стоимости покупных товаров, вправе в учетной политике определить, будет ли соответствующий метод применяться по каждому обособленному подразделению или по организации в целом (письмо Минфина России от 16.02.2012 № 03-03-06/1/88).

Когда надо менять учётную политику

Бухгалтерский и налоговый учёт служит разным целям. Бухучёт нужен для отражения хозяйственной деятельности предприятия. Налоговый учёт — для расчёта налогов. Организации сами решают, как утвердить учётную политику — как один документ или как два отдельных файла: политика для целей бухучёта и налогообложения.

Бухгалтерский учёт.

УП можно изменить при следующих условиях (п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  1. В законодательстве РФ изменились требования к бухгалтерскому учёту.
  2. Организация разработала другой способ ведения бухгалтерского учёта с целью повысить качество информации об объекте бухучёта.
  3. Существенно изменились условия деятельности экономического субъекта.

Все изменения в бухучёте начинают действовать с 1 января года, следующим за годом их утверждения (п. 12 ПБУ 1/2008). Это общее правило. Также можно внести изменения в течение года. Например, если изменилось законодательство в сфере бухучёта.

Изменения в учётной политике можно применять сразу после даты изменения или ретроспективно, то есть пересчитать изменения задним числом. Выбранный вариант нужно прописать в учётной политике.

Налоговый учёт.

Поменять политику по налогообложению можно и в середине налогового периода, если:

  • изменилось законодательства о налогах и сборах;
  • компания стала вести новый вид деятельности (Письмо Минфина России от 03.07.2018 № 03-03-06/1/4575).

Учетная политика — это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Учетная политика формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации на основании и в соответствии с ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» и требованиями Налогового кодекса РФ.

Методика формирования Приказа об учетной политике организации.

Основание
2.1. Способ ведения учета: · учет ведет лично руководитель, · учреждается бухгалтерская (налоговая) служба как отдельные подразделения, · учет ведет бухгалтер (бухгалтера по налоговому учету), · учет ведет по договору специализированная организация или бухгалтер-специалист. пункт 2 ст. 6 ФЗ о бухгалтерском учете, статья 313 НК РФ
2.2. Уровень централизации учета: · централизованный, · децентрализованный пункт 3 ст. 5 ФЗ о бухгалтерском учете, статья 313 НК РФ
2.3. Организационная структура учета: · линейная, · функциональная, · линейно-функциональная пункт 3 ст. 5 ФЗ о бухгалтерском учете, статья 313 НК РФ
2.4. Формы первичных учетных документов: · не установленные законодательно разрабатываются самостоятельно и утверждаются как приложения к учетной политике, · операции оформляются первичными документами, предусмотренными в альбомах унифицированных форм. пункт 33 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, статья 313 НКРФ, пункт 2 ст.9 ФЗ о бухгалтерском учете
2.5. Перечень лиц, имеющих право подписи в первичных учетных документах: · законодательно не установлен, формируется организацией самостоятельно, утверждается в приложении к учетной политике статьи 9,17 ФЗ о бухгалтерском учете, статья 313 НК РФ
2.6. Перечень документов составляемых в момент совершения операции и после завершения операций: · законодательно не установлен, формируется организацией самостоятельно, утверждается в приложении к учетной политике статьи 9,17 ФЗ о бухгалтерском учете, статья 313 НК РФ
2.7. График документооборота: · законодательно не установлен, формируется организацией самостоятельно, утверждается в приложении к учетной политике статьи 9,17 ФЗ о бухгалтерском учете, статья 313 НК РФ
2.8. Форма учета бухгалтерского: · журнально-ордерная, · мемориально-ордерная, · упрощенная, · автоматизированная.налогового: · ручная · автоматизированная пункты 8,19 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, пункт 5 ПБУ 1/98, статьи 313, 314 НК РФ
2.9. Рабочий план счетов · для бухгалтерского учета формируется на основании типового плана счетов, утверждается в приложении · для налогового — формируется самостоятельно или не применяется пункт 3 ст. 6 ФЗ о бухгалтерском учете, статья 313, 314 НК РФ
2.10 Обработка учетной информации: · ручная, · автоматизированная пункт 3 ст.6 ФЗ о бухгалтерском учете, статья 313, НК РФ
2.11 Реестр форм регистров для бухгалтерского учета: · законодательно не установлен, формируется организацией самостоятельно, утверждается в приложении к учетной политикедля налогообложения: · разрабатывается на основе данных бухгалтерского учета, · используются рекомендованные формы, · регистры формируются самостоятельно. пункты 8, 19 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, пункт 5 ПБУ 1/98, статья 313, 314 НК РФ
2.12. Инвентаризация состав инвентаризационной комиссии, сроки проведения инвентаризации, перечень имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации, количество инвентаризаций · законодательно не установлены, формируется организацией самостоятельно, утверждается в приложении к учетной политике статья 12 ФЗ о бухгалтерском учете, пункты 26-28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, пункт 5 ПБУ 1/98
2.13. Внутренний контроль · организация создает контрольные службы или · передает контрольные функции отдельным работникам. пункт 3 ст. 6 ФЗ о бухгалтерском учете, статья 313 НК РФ
2.14. Формы отчетности · типовые · разработанные организацией Приказ Минфина № 67н
2.15 Способ представления отчетности · лично · по доверенности · по почте · в электронном виде пункт 6 ст. 13 ФЗ о бухгалтерском учете, статья 313 НКРФ
3. МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Выбор одного из вариантов Основание
3.1 Амортизация основных средств Способ амортизации основных средств:
  • для бухгалтерского учета — линейный, уменьшаемого остатка, по сумме чисел лет, пропорционально стоимости продукции,
  • для налогового — линейный или нелинейный

Учет активов стоимостью до 20 000 рублей.Установить стоимость, в пределах которой активы подлежат учету в составе материально-производственных запасов (не более 20 000 р. для целей бухгалтерского учета)Примененение льготы по амортизации для целей налогообложенияУстановить, будут ли разрешенные 10% от первоначальной стоимости включаться в состав расходов периода или будут амортизироваться в обычном порядке.

пункт 18 ПБУ 6/01, статья 259 НК РФ
3.2. Способ амортизации НМА · для бухгалтерского учета — линейный, уменьшаемого остатка, пропорционально стоимости продукции, · для налогового — линейный или нелинейный пункт 15 ПБУ 14/2000, статья 259 НК РФ
3.3.Способ отражения амортизации НМА · с использованием счета 05 «Амортизация НМА» · на счете 04 «НМА» пункты 20, 21 ПБУ 14/2000
3.4. Переоценка основных средств · проводить переоценку , · не проводить переоценку пункт 15 ПБУ 6/01
3.5. Ремонт основных средств · решение о создании ремонтного фонда, · единовременное списание затрат. пункт 3 ст. 260, 324 НК РФ
3.6. Учет затрат по кредитам и займам · решение о переводе долгосрочной задолженности в краткосрочную пункт 6 ПБУ 15/01
3.7. Оценка финансовых вложений при выбытии · по первоначальной стоимости · по средней стоимости · способ ФИФО пункт 26 ПБУ 19/02
3.8. Учет материальных ценностей · с использованием счетов 15 и 16 · без использования счетов 15 и 16 Инструкция по применению плана счетов
3.9. Способ оценки запасов при отпуске в производство · по себестоимости единицы · по средней себестоимости · способ ФИФО пункт 27 ПБУ 5/01, пункт 8 ст. 254 НК РФ
3.10 Учет транспортно-заготовительных расходов · учет на счете 15 · включение затрат в фактическую себестоимость ценностей · учет на субсчете к счету 10 пункт 83 Методических указаний по учету материально-производственных запасов
3.11. Оценка приобретаемых товаров · по покупным ценам · по фактической себестоимости · по продажным ценам для налогообложения · ФИФО · ЛИФО · средней себестоимости · стоимости единицы пункты 6, 13 ПБУ 5/01, подпункт 3 пункта 1 ст. 268 НК РФ
3.12. Оценка тары · по фактической себестоимости · по покупным ценам · по учетным ценам пункты 166, 182 Методических указаний по учету материально-производственных запасов
3.13. Оценка незавершенного производства · по фактической себестоимости · по плановой себестоимости · по прямым статьям затрат · по стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов пункт 64 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ
3.14. Порядок признания выручки · в бухгалтерском учете — по мере готовности продукции или в целом по работе, · в налоговом — метод начислений и кассовый метод Инструкция по применению Плана счетов, статьи 271-273 НК РФ
3.15. Момент реализации товаров · по мере отгрузки статья 167 НК РФ
3.16. Учет выпуска готовой продукции · с использованием счета 40 · без использования счета 40 Инструкция по применению Плана счетов
3.17 Формирование резервов · резервы создаются (по видам) · резервы не создаются пункт 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, статья 324(п.1), 265, 266, 267 НК РФ
3.18. Перечень прямых расходов организация самостоятельно определяет перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). статья 318 НК РФ

Структура учетной политики ООО на УСН доходы минус расходы

Если на предприятии действует упрощенное налогообложение, допускается составление учетной политики в сокращенном виде.

Но часто УСН совмещена с другими налоговыми режимами — ОСНО или ЕНВД. Кроме того, если есть вероятность выхода за границы допустимых норм выручки для применения упрощенки, профессионалы отдают предпочтение полноценному учету на предприятии и, значит, учетная политика также охватывает все возможные ситуации.

В учетной политике ООО на УСН 15 % детально описываются правила учета доходов и расходов, основных средств, ТМЦ, все прочие положения бухгалтерского учета.

В налоговой части главное — утверждение выбранного налогового режима. Если это УСН доходы минус расходы, то оговаривается, какие хозяйственные операции попадают под этот режим. При совмещении УСН с ОСН или ЕНВД уточняется раздельный учет. Кроме того, оговариваются правила формирования начислений, учета и уплаты налогов.

Отдельного внимания заслуживает ситуация, когда предприятие на упрощенке получает целевое финансирование, субсидии и дотации из любых источников, в том числе государственных, внебюджетных. Порядок зачисления и расхода их также обязательно должен быть отражен в учетной политике ООО на УСН.

Составление учетной политики требует внимательного подхода и специальных знаний в области бухгалтерии и налогов. Заказать готовый документ можно здесь.

Принятие учетной политики для целей бухгалтерского учета и внесение в нее изменений

После создания или реорганизации компания обязана принять учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Причем политика считается действующей со дня создания компании (государственной регистрации) (п. 10 ПБУ 1/98). ПБУ 1/2008 подобного положения не содержит.

В п. 5 ПБУ 1/2008 закреплен такой принцип формирования политики, как допущение последовательности ее применения, согласно которому политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. Данный принцип соответствует п. 4 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете, устанавливающему, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год.

В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года — с 1 января года, следующего за годом утверждения политики (п. 4 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете, п. п. 10, 18 ПБУ 1/98, п. п. 9, 12 ПБУ 1/2008). О таких изменениях издается соответствующий приказ руководителя. Кроме того, в пояснительной записке также должен быть отражен факт изменения учетной политики (п. 4 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете).

Следовательно, сформировав учетную политику до конца этого года на 2009 г., компания сможет изменить ее положения только в 2010 г. Однако досрочное изменение бухгалтерской учетной политики можно производить в трех случаях:

  • изменение законодательства или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета;
  • разработка компанией новых способов ведения бухгалтерского учета. Причем в отличие от действующего ПБУ 1/98 в ПБУ 1/2008 указано, что новый способ должен обеспечивать более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
  • существенное изменение условий хозяйствования (деятельности компании). Например, реорганизация, смена собственников, изменение видов деятельности и т.п. (п. 16 ПБУ 1/98, п. 10 ПБУ 1/2008). Перечень изменения условий хозяйствования является открытым, поэтому организация вправе самостоятельно определить, изменились условия хозяйствования или нет.

Учетная политика для специальных режимов налогообложения

Начнем с тех, кто применяет упрощенную систему налогообложения (УСН). Очевидно, что принятие учетной политики для целей бухгалтерского учета обусловлено необходимостью ведения такого учета. Если бухгалтерский учет не ведется, то и соответствующая политика не формируется. В п. 3 ст. 4 Закона о бухгалтерском учете сказано, что организации, применяющие УСН, освобождаются от обязанности вести бухгалтерский учет. Они ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ, а учет ОС и НМА — в порядке, предусмотренном законодательством РФ о бухгалтерском учете. Таким образом, компания, применяющая УСН, ведет бухгалтерский учет лишь в отношении ОС и НМА, следовательно, только при учете этих активов есть необходимость принятия учетной политики.

Отметим, что до 2006 г. арбитражные суды поддерживали организации, применяющие УСН, если последние не вели бухгалтерский учет (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 19 апреля 2006 г. по делу N Ф03-А04/06-2/589, ФАС Западно-Сибирского округа от 24 января 2006 г. по делу N Ф04-9833/2005(18956-А03-8), ФАС Уральского округа от 17 мая 2005 г. по делу N Ф09-1313/05-С5). Однако если компания подлежит обязательному аудиту (предметом которого является ведение бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, и аудируемая компания обязана представить на проверку именно бухгалтерскую отчетность), планирует выплачивать дивиденды учредителям или обязана ежегодно публиковать годовой отчет и бухгалтерский баланс (например, в связи с публичным размещением облигаций и других эмиссионных ценных бумаг), то ведение бухгалтерского учета и принятие соответствующей учетной политики необходимы.

Согласно п. 1 ст. 88 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО) акционерное общество обязано вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность. Если акционерное общество применяет УСН, то это требование противоречит бухгалтерскому законодательству. Нормы акционерного права как специальные имеют приоритет перед общими нормами бухгалтерского законодательства. Поэтому ЗАО и ОАО обязаны вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность. Исходя из положений законодательства об ОАО, Конституционный Суд РФ, рассматривая не налоговое дело, а иск акционера, сделал вывод, что особенности АО как наиболее сложной формы организации бизнеса, притом что его участником может стать любое лицо, требуют публичного ведения дел, в том числе и обязательной ежегодной открытой публикации для всеобщего сведения годового отчета, бухгалтерского баланса и счетов прибылей и убытков, подтвержденных независимым аудитом.

Ответы на частые вопросы об учетной политике

Если же руководитель согласен утвердить только политику, завизированную главбухом, то предусмотрите место и для этой подписи.Не надо, ни в налоговую, ни в Росстат.

Учетная политика не входит в состав бухгалтерской отчетности (, ).

Но об изменениях учетной политики надо сообщить в пояснениях к балансу и отчету о финансовых результатах (п.

, ПБУ 1/2008).Формы кассовых документов утверждать не нужно. Компании обязаны применять унифицированные бланки (). А вот бухгалтерскую и кадровую первичку нужно утвердить.

Ведь у организации есть выбор — заполнять унифицированные или самостоятельно разработанные формы (, , ).Бухгалтерскую — нет, ведь предприниматели не ведут бухучет. Но для расчета налогов учетная политика может понадобиться.

Что не должно быть включено в учетную политику

  • Выдержки из инструкций по бухучету. В частности, не нужно переписывать слова «при ведении бухгалтерского учета применяется метод начисления». Указано должно быть только то, что учреждение выбрало из предлагаемых инструкциями и правилами вариантов. Например, какой из трех методов амортизации принят за основу, как при этом вести учет по забалансовым счетам, по какой стоимости списывать материальные запасы, как делать проводки, согласованные с учредителем.
  • Нормы трудового, гражданского и налогового законодательства. Они не относятся к правилам бухучета. Например, порядок расчета командировочных и начисления зарплаты регулируется трудовым законодательством и локальными актами учреждения. А отношения с контрагентами — гражданским законодательством и законами о закупках.
  • Личные данные сотрудников, например Ф. И. О. Ведь, если сотрудник уволится, учетную политику придется корректировать, а делать это можно только в исключительных случаях.
  • Способы и методика учета, которые не относятся к видам деятельности учреждения.

Такой вывод следует из статьи 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402?ФЗ, пункта 4 методических рекомендаций, которые доведены письмом Минфина России от 31 августа 2018 года № 02-06-07/62480.

Как составить налоговую политику организации?

Инфо

Список причин для смены учетной политики в середине года «закрытый» и сформулирован довольно четко. Однако нет-нет, да доберется до арбитражного суда спор, «замешанный» на желании фирм пополнить или по-своему отредактировать вышеуказанный список причин. Имейте в виду, перечень причин «закрытый» и сформулирован довольно четко.

Однако нет-нет, да доберется до арбитражного суда спор, «замешанный» на желании фирм пополнить или по-своему отредактировать вышеуказанный список причин (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 02.08.2012 г. по делу № А65-28030/2011). Не так давно в одной торговой компании сменился главбух.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *