Осторожно взятка! Что это такое?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Осторожно взятка! Что это такое?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Объектом данного преступления, является — совокупность общественных отношений, которая обеспечивает нормальную деятельность органов государственной власти. Это вытекает из названия разд. X УК РФ — «Преступления против государственной власти».

Объект и объективная сторона ст.290 УК РФ «Получение взятки»

Что касается непосредственного объекта, то им является совокупность общественных отношений, регламентирующих нормальную деятельность органов государственной власти, государственной службы, а также органов местного самоуправления.

Для такого преступления, как получение взятки, важен такой признак преступления, как его предмет

Пленум Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» указал, что предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.).

ПPEДMET B3ЯTOЧНИЧECTBA

B пyнктe 9 Пocтaнoвлeния № 24 дaютcя oпpeдeлeния пpeдмeтa взятoчничecтвa и кoммepчecкoгo пoдкyпa, пoд кoтopым зaкoнoдaтeлeм пoнимaютcя нe тoлькo дeньги, цeнныe бyмaги, инoe имyщecтвo, нo и нeзaкoннoe oкaзaниe ycлyг имyщecтвeннoгo xapaктepa и пpeдocтaвлeниe имyщecтвeнныx пpaв.

Oпpeдeлeниe пoнятия «ycлyги имyщecтвeннoгo xapaктepa» вызвaлo шиpoкyю диcкyccию зaдoлгo дo пpинятия этoгo пocтaнoвлeния. Ocнoвывaяcь нa cyдeбнoй пpaктикe, Плeнyм oпpeдeлил, чтo пoд тaкими ycлyгaми cлeдyeт пoнимaть пpeдocтaвлeниe дoлжнocтнoмy лицy в кaчecтвe взятки любыx имyщecтвeнныx выгoд, в тoм чиcлe ocвoбoждeниe eгo oт имyщecтвeнныx oбязaтeльcтв. B тoм жe пyнктe yкaзaнo, чтo пoлyчeниe взятки в видe нeзaкoннoгo пpeдocтaвлeния дoлжнocтнoмy лицy «имyщecтвeнныx пpaв» пpeдпoлaгaeт вoзникнoвeниe y лицa юpидичecки зaкpeплeннoй вoзмoжнocти вcтyпить вo влaдeниe или pacпopядитьcя чyжим имyщecтвoм кaк cвoим coбcтвeнным, тpeбoвaть oт дoлжникa иcпoлнeния имyщecтвeнныx oбязaтeльcтв в eгo пoльзy.

Что является предметом преступного посягательства при получении взятки

Средний размер взятки, выявленной правоохранительными органами, составил 100,3 тыс. рублей (+35,0%).

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ «Получение взятки», являются: должностное лицо, лицо, занимающие государственную должность Российской Федерации либо государственную должность субъекта Российской Федерации, а также лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Получение, дача взятки либо посредничество во взяточничестве считаются оконченными с момента принятия должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, хотя бы части передаваемых ему ценностей. При этом не имеет значения, получили ли указанные лица реальную возможность пользоваться и распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению. Базовыми актами, регулирующими вопросы квалификации взяточничества и противодействия ему, являются Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях». Предметом преступлений, предусмотренных статьями 290, 291, 291.1 УК РФ, является взятка. Предмет данной группы преступлений неоднороден.

Получение взятки. Состав преступления и сроки наказания

Такие взятки обычно представлены в следующих разновидностях:

  • продажа товаров или антиквариата по заниженной стоимости;
  • перевод денежных средств компании за фактически неоказанные услуги;
  • снижение арендной платы за помещение или оборудование;
  • фальсификация результатов розыгрышей или лотерей;
  • прощение долга, обладающего крупным размером;
  • оплата дорогостоящего лечения родственника получателя взятки;
  • предоставление фиктивного страхового полиса;
  • передача информации, позволяющей получить доступ к банковской карте или электронному кошельку.

Представители правоохранительных органов сталкиваются с тем, что выявить завуалированную взятку достаточно сложно.

По размерам взятка должностному лицу может быть представлена в следующих видах:

  • значительный размер, превышающий 25 тыс. руб.;
  • крупный размер, начинающийся от 250 тыс. руб.;
  • особо крупный, когда передается сумма от 1 млн руб.

В каждой ситуации наказание назначается судом. Для этого оцениваются все обстоятельства конкретного дела. Какая сумма считается взяткой? В УК отсутствует информация о том, при каком размере денежной суммы может заводиться уголовное дело. Решение о возбуждении уголовного дела принимается судьей. Обычно не рассматриваются такие дела в рамках УК при передаче суммы меньше 3 тыс. руб.

Уголовные дела о даче взяток по ст. 291 УК РФ подследственны следователям Следственного комитета РФ. Ими проводятся по этим фактам проверки и имеют полномочия возбуждать по ним уголовные дела.

Часто первоначально о факте дачи взятки или похожих деяний становится известно сотрудникам полиции. Они проводят первоначальные проверочные и иные мероприятия по установлению и закреплению обстоятельств происшедшего, свидетелей, очевидцев. А затем, в случае, если усматриваются признаки состава рассматриваемого деяния, принимают решение о передаче сообщения и собранного материала проверки в территориальное подразделение СК РФ.

Следователи СК анализируют полученные данные, проводят дополнительные мероприятия, после чего принимают процессуальное решение по итогам проверки:

  1. Возбуждают и расследуют дело при наличии состава преступления.
  2. Отказывают в возбуждении при его отсутствии.

Вам помогла статья?

ДаНет

Разобрать данный вопрос следует с определение данного термина итак взяткой в российском законодательстве называют передачу материальных ценностей от одного лица другому в целях совершения получателем взятки определенных действия в отношении взяткодателя используя свои государственно-властные полномочия.

Взятка может быть предоставлена в различных формах в частности можно выделить:

  • Денежные средства, в том числе иностранная валюта;
  • Драгоценные металлы;
  • Имущественные права (право собственности на недвижимость, на автомобиль);
  • Совершение в пользу взяткополучателя сделок;
  • Ценные бумаги;

Таким образом, ответственность наступит не только за передачу денежных средств, под преступление подпадает любое имущество, подлежащее оценке.

Взятка преподавателю (врачу) или подарок?

Нередко граждане задаются вопросом, образует ли состав преступления и будут ли преследоваться по закону студенты, которые сдают зачеты и экзамены с помощью «рубля» или ускоренное получение медицинской помощи посредством «задабривания» медицинского работника.

Итак, что считается взяткой преподавателю, врачу и в каких случая взяткодатель сможет быть привлечен к уголовной ответственности за данные действия разберем в настоящем блоке.

Читайте также:  Взыскание алиментов с официально неработающего отца ребенка

Уголовный закон связывает субъекта данного преступления с наличием определенных властных полномочий, в части мед работников и преподавательского состав лицо должно обладать организационно распорядительными функциями.

Пленум Верховного суда, четко разъяснил, что следует понимать по организационно -распорядительными функциями.

Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия лица, которые связаны с руководством в государственном, субъектном или муниципальном учреждении. Или находящимися в их служебном подчинении отдельными сотрудниками по трудовому договору или контракту, с формированием кадров и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, привлечения к дисциплинарной ответственности или поощрением сотрудников и иные функции.

Указанные факты исходя из пояснений Верховного суда, относятся к руководителям государственных и муниципальных органов и учреждений, ближе к рассматриваемой категории относиться пояснения, в которых отражено, что к организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих определенное значение юридического характера, в связи с чем влекущее определенные юридические последствия. В частности, как пример суд указывает получение с помощью взятки больничного листа, установление инвалидности, а также выставление отметок члену государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Исходя из изложенного можно спело утверждать, что получение и дача взяток преподавателю или медицинскому работнику может быть также расценена как уголовное преступление.

Действия при обвинении в даче взятки

Если вы попали в поле зрения правоохранительных органов по обвинению в даче взятки, следует первым делом вне зависимости от обстоятельств случившегося, заручиться помощью адвоката – с юридической помощью вы будете надежно защищены от злоупотреблений, ложных обвинений и произвола.

В случаях, когда вами действительно была дана взятка должностному лицу за совершение заведомо незаконного действия и взятка давалась по вашей инициативе, остается лишь оказать максимальное содействие следствию, признать вину и надеяться на снижение наказания.

Когда же, на ваш взгляд, имело место вымогательство взятки со стороны чиновника, необходимо доказать это любой ценой — свидетельскими показаниями, аудио- видеозаписями, показаниями и объяснениями.

Помните, что обвинение в даче взятки может быть предъявлено лишь правоохранительными органами согласно компетенции. Голословные утверждения, например оппонента по спору в суде, о том, что вы давали кому-то взятку, ничтожны и могут быть наказаны по статье «Клевета».

Как посадить взяточника?

Однако не стоит забывать о лицах, у которых за совершения необходимых им действий попросту вымогают денежные средства. Как же защититься от нерадивых чиновников, требующих необоснованной наживы на простых гражданах.

Нередко простое обращение в полицию не несет необходимых результатов ввиду недостаточности доказательств ведь лица, получающие взятку на регулярной основе достаточно осторожны.

В данном случае для обращения в правоохранительные органы запаситесь хотя бы диктофонной записью разговора с чиновником, в котором последний требует определенную денежную сумму. Только после этого обращайтесь в полицию. Для грамотного обращение следует составить мотивированный процессуальный документ, в котором будут все необходимы для следствия факты и нормативное обоснование позиции, в данном вопросе Вам поможет наше Адвокатское бюро «Кацайлиди и партнеры».

Объективная сторона получения взятки. Момент окончания преступления

Объективная сторона получения взятки, предусмотренного ч. 1 ст. 290, носит сложный характер. Во-первых, она характеризуется действием — получением должностным лицом лично или через посредника взятки (в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера). Во-вторых, взятка получается за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия данного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе. Все три последние разновидности действий (бездействия) должностного лица предполагают, в принципе, правомерный их характер, т.е. сами по себе эти действия (бездействия) законны, так как входят в служебные полномочия должностного лица и оно вправе и может совершать такие действия (бездействие). Преступными они становятся в связи с тем, что совершаются именно за взятку. Судебная практика относит к таковым, например, решение кадровых вопросов (в том числе прием, продвижение по службе), распоряжение денежными средствами и кредитами и т.п.

Способствование указанным действиям (бездействию) означает использование должностных полномочий в широком смысле слова. В этом случае предполагается возможность должностного лица воздействовать на других лиц, от которых зависит нужное для взяткодателя решение.

Такой способ использования должностным лицом своих служебных полномочий, как покровительство, предполагает, например, незаслуженные премии и поощрения в отношении взяткодателя, продвижение его по службе и т.п. Попустительство проявляется, в частности, в нереагировании на нарушения трудовой дисциплины взяткодателем (прогулы, опоздания на работу и т.п.), непринятие мер по фактам допущенных им недостач материальных ценностей и т.д.

Объективная сторона преступления состоит из признаков, к числу которых, в частности, относятся:

а) получение лицом лично или через посредника взятки;

б) получение ее за выполнение определенных действий (бездействие) должностного лица в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.

Получение взятки предполагает получение ее не только должностным лицом, но и иными близкими виновному лицами с его согласия. Согласно п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе», если имущественные выгоды предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки. При этом в приговоре суду следует указывать, за выполнение каких конкретных действий (бездействие) должностное лицо получило взятку от заинтересованного лица. Получение взятки через посредника означает, что лицо использовало при ее получении посреднические услуги, с тем чтобы надежнее завуалировать совершенное преступление. Уголовная ответственность посредника во взяточничестве в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в получении должностным лицом взятки наступает, когда посредник является соучастником должностного лица в совершении анализируемого преступления. 1 Получение взятки должностным лицом, исходя из законодательной формулировки, обусловлено выполнением в пользу взяткодателя или представляемых им лиц следующих видов альтернативных действий (бездействия):

а) входящих в круг служебных полномочий должностного лица;

б) не входящих в круг служебных полномочий должностного лица, но осуществлению которых виновный может способствовать в силу своего должностного положения;

в) выражающихся в общем покровительстве;

г) выражающихся в попустительстве по службе.

Как посадить взяточника?

Однако не стоит забывать о лицах, у которых за совершения необходимых им действий попросту вымогают денежные средства. Как же защититься от нерадивых чиновников, требующих необоснованной наживы на простых гражданах.

Нередко простое обращение в полицию не несет необходимых результатов ввиду недостаточности доказательств ведь лица, получающие взятку на регулярной основе достаточно осторожны.

Читайте также:  В какой момент возникает право на имущественный вычет

В данном случае для обращения в правоохранительные органы запаситесь хотя бы диктофонной записью разговора с чиновником, в котором последний требует определенную денежную сумму. Только после этого обращайтесь в полицию. Для грамотного обращение следует составить мотивированный процессуальный документ, в котором будут все необходимы для следствия факты и нормативное обоснование позиции, в данном вопросе Вам поможет наше Адвокатское бюро «Кацайлиди и партнеры».

Получение взятки за общее покровительство или попустительство по службе.

В п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» указано, что субъектом преступления получение взятки следует признавать то должностное лицо, которое хотя и не обладает необходимыми полномочиями для совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, но получает взятку за общее покровительство или попустительство по службе.

Прежде всего, неточность этого разъяснения в том, что чиновника, получившего взятку за общее покровительство или попустительство по службе, нельзя определять как должностное лицо, которое не обладало необходимыми полномочиями для совершения действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. Взяткополучатель вполне может и чаще всего обладает такими полномочиями, а не только возможностью совершить действия ( бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц благодаря своему служебному положению или авторитету власти.

Но главный же недочет состоит, в том, что не объяснено главное: чем конкретные действия (бездействие), за которые получена взятка, отличаются от общего покровительства и попустительства. Приводимые в п. 4 указанного Постановления в качестве иллюстрации незаслуженное поощрение, внеочередное необоснованное повышение в должности и т.д. — это совершенно конкретные незаконные действия, а не общее покровительство и попустительство. Кроме того, попустительствовать, покровительствовать можно не только подчиненным, но и подконтрольным лицам, на что указывалось в п. 5 Постановления.

С учетом сказанного видимо вернее буде, указать в постановлении, что как получение взятки за общее покровительство или попустительство по службе по отношению к подчиненным, а также к лицам, на которых распространяются надзорные или контрольные функции взяткополучателя, квалифицируется получение незаконного вознаграждения за такие действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, необходимость совершения которых в будущем взяткополучателем и взяткодателем лишь предполагается. Совершение указанных действий может до передачи взятки как оговариваться, так и подразумеваться.

Должно ли незаконное вознаграждение обусловливать действия (бездействие) по службе?

Содержащиеся в абз. 2 п. 9 Постановления Пленума . разъяснения о времени передачи взятки: до или после совершения действий (бездействия) по службе — не отвечают на важный вопрос о том, нужно ли для привлечения к ответственности, чтобы взятка обусловливала действия (бездействие) по службе.

Из формулировок закона также не следует, что такая обусловленность необходима: взятка передается за действия, т.е. должна быть установлена лишь связь незаконного вознаграждения и соответствующих действий (бездействия), а не зависимость этих действий от полученного чиновником или обещанного ему незаконного вознаграждения.

Случаи взятки-благодарности в практике встречаются редко , в том числе, думается, из-за колебаний Пленума. Предлагается поэтому вернуться к позиции, изложенной в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 23 сентября 1977 г. N 16 где ответственность за взятку наступает независимо от времени получения взятки — до или после совершения им действий (бездействия), а также независимо от того, были ли указанные действия (бездействие) заранее обусловлены взяткой или договоренностью с должностным лицом о передаче за их совершение взятки.

Что считается взяткой?

Разобрать данный вопрос следует с определение данного термина итак взяткой в российском законодательстве называют передачу материальных ценностей от одного лица другому в целях совершения получателем взятки определенных действия в отношении взяткодателя используя свои государственно-властные полномочия.

Взятка может быть предоставлена в различных формах в частности можно выделить:

  • Денежные средства, в том числе иностранная валюта;
  • Драгоценные металлы;
  • Имущественные права (право собственности на недвижимость, на автомобиль);
  • Совершение в пользу взяткополучателя сделок;
  • Ценные бумаги;

Таким образом, ответственность наступит не только за передачу денежных средств, под преступление подпадает любое имущество, подлежащее оценке.

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ)

Наряду с основным непосредственным объектом, в качестве которого, как во всяком преступлении рассматриваемой группы, может выступать любой из элементов видового объекта (в зависимости от того, в какой сфере совершено преступление), злоупотребление должностными полномочиями посягает на конкретные права и законные интересы граждан или организаций, составляющие дополнительный либо факультативный объект должностного злоупотребления.

Объективные признаки

Объективная сторона заключается в использовании должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Таким образом, объективная сторона преступления включает три обязательных признака: 1) общественно опасное деяние, 2) общественно опасные последствия, 3) причинную связь между деянием и последствиями.

Общественно опасное деяние может выражаться как в действии, так и в бездействии. Оно состоит в совершении (либо несовершении) должностным лицом конкретных действий, которые формально не выходят за пределы служебной компетенции виновного, но совершаются (либо в нарушение обязанности не совершаются) им вопреки интересам службы, т. е. в ущерб тем целям и задачам, которые поставлены перед данным должностным лицом в соответствии с его статусом.

Следует подчеркнуть, что в отличие от Уголовного кодекса 1960 г. действующий Кодекс характеризует данное преступление как использование должностным лицом не служебного положения, а служебных полномочий.

На это особое внимание обратила Судебная коллегия Верховного Суда РФ при рассмотрении протеста прокурора по делу О. В своем определении коллегия указала, что при решении вопроса о наличии или отсутствии в действиях должностного лица состава данного преступления необходимо установить круг и характер его служебных прав и обязанностей, закрепленных в нормативных актах, уставах, положениях и т. д. Ссылки на эти нормативные акты обязательно должны содержаться во всех процессуальных документах, в которых формулируется обвинение лица в злоупотреблении должностными полномочиями, с обязательным указанием на конкретные права и обязанности, в злоупотреблении которыми данное лицо обвиняется, и обоснованием вывода о том, что обвиняемый действовал вопреки интересам службы.

Конкретные формы должностного злоупотребления весьма разнообразны: они могут состоять в нарушении финансовой дисциплины, сокрытии правонарушений; в необоснованном проведении внеплановых проверок и т. п. Например, К. был осужден по ч. 1 ст. 285 и п. «б» ч. 4 ст. 290 УК РФ за то, что, работая старшим инспектором таможенного поста Калининградской таможни, за взятку скрыл выявленное им нарушение таможенных правил со стороны гражданина Литвы И.

Читайте также:  Предоставление жилья сотрудникам мвд

Использование должностным лицом своего служебного положения в широком смысле, т. е. служебного авторитета, служебных связей за рамками компетенции должностного лица, не образует объективной стороны злоупотребления должностными полномочиями.

Общественно опасные последствия данного преступления закон определяет как существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

По характеру эти последствия могут быть как имущественными, так и иными: нарушение конституционных прав и свободы, подрыв авторитета органов власти, создание помех в функционировании публичных институтов, нарушение общественного порядка, сокрытие преступлений и т. п. Установив характер нарушенных прав и законных интересов, суд обязан обосновать вывод о том, что нарушение было существенным. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 16 октября 2009 г. № 19, при этом «необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, характер и размер понесенного ею материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им физического, морального или имущественного вреда и т. п.» (п. 18).

Действия (бездействие) должностного лица, злоупотребившего служебными полномочиями, должны находиться в причинной связи с причинением указанных выше последствий.

Состав данного преступления сконструирован как материальный, поэтому оконченным преступление следует считать с момента наступления общественно опасных последствий.

Субъективные признаки

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины и специальным мотивом.

В качестве обязательного мотива альтернативно выступает корыстная или иная личная заинтересованность. Корыстная заинтересованность означает стремление извлечь имущественную выгоду для себя или других лиц или избавиться от материальных затрат без завладения чужим имуществом (иначе деяние станет хищением). А иная личная заинтересованность означает стремление получить выгоду неимущественного характера, в основе которого лежат соображения карьеризма, протекционизма, семейственности, желание получить взаимную услугу, заручиться влиятельной поддержкой и т. п. (п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19).

Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ, может быть только должностное лицо, не занимающее государственных должностей Российской Федерации либо субъекта РФ, а также должности главы органа местного самоуправления.

Квалифицированные виды

Квалифицированный состав злоупотребления должностными полномочиями (ч. 2 ст. 285 УК РФ) предполагает совершение преступления должностным лицом особого ранга — занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно должность главы органа местного самоуправления.

К лицам, занимающим государственные должности Российской Федерации, закон относит лиц, занимающих должности, установленные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (примечание 2 к ст. 285 УК РФ). Такими лицами являются Президент Российской Федерации, Председатель Правительства РФ, председатели Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, федеральные министры, федеральные судьи и другие высшие должностные лица Российской Федерации, которые в соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» отнесены к государственным должностям категории «А».

Согласно примечанию 3 к ст. 285 УК РФ к лицам, занимающим государственные должности субъектов РФ, относятся лица, занимающие должности, установленные конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов данного субъекта РФ (например, руководители всех ветвей государственной власти, депутаты представительного органа, министры правительства, судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ и другие высшие должностные лица субъекта РФ, занимающие государственные должности категории «А»).

Присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ)

Объективные признаки

Это преступление определено в законе как присвоение государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций.

Дополнительный объект — тот же, что и в преступлениях, предусмотренных ст. 285 и 286 УК РФ.

Объективная сторона характеризуется действиями, состоящими в присвоении полномочий должностного лица и совершении в связи с этим неправомерных действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций. Именно в совершении таких неправомерных действий и заключается опасность анализируемого преступления, а присвоение полномочий должностного лица составляет, условно говоря, способ совершения преступления. Для того чтобы получить возможность совершения неправомерных действий от имени должностного лица, виновный выдает себя за таковое.

Присвоение полномочий должностного лица может иметь различные формы: устное объявление себя должностным лицом, использование форменной одежды или поддельных документов должностного лица. В последнем случае деяние требует дополнительной квалификации по ст. 327 УК РФ.

Состав данного преступления материальный, преступление признается оконченным с момента наступления общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций. Вопрос о признании нарушения прав и законных интересов существенным решается судом с учетом конкретных обстоятельств, характера и количественных показателей причиненного вреда. При отсутствии указанных последствий действия, совершенные в результате присвоения полномочий должностного лица, состава рассматриваемого преступления не образуют. Эти последствия должны находиться в причинной связи с неправомерными действиями, совершенными в результате присвоения полномочий должностного лица.

Если неправомерные действия, совершенные с присвоением полномочий должностного лица и существенно нарушившие права и законные интересы граждан или организаций, содержат состав другого преступления (например, нарушение конституционных прав и свобод), то деяние должно квалифицироваться по совокупности преступлений.

Субъективные признаки

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления — специальный, им может быть только государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом. Совершение аналогичных действий лицом, не являющимся государственным или муниципальным служащим, не образует состава рассматриваемого преступления.

Так, Верховный Суд РФ отменил приговор Верховного Суда Республики Башкортостан и прекратил за отсутствием состава преступления дело К., осужденного по ст. 288 УК РФ, на том основании, что, не являясь государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, К. не являлся субъектом присвоения полномочий должностного лица.

Если лицо, не являющееся государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, выдает себя за должностное лицо и благодаря этому совершает хищение чужого имущества или приобретает право на него (например, лицо занимается поборами с водителей, незаконно надев форму работника милиции и выдавая себя за инспектора дорожно-патрульной службы), его действия следует квалифицировать как мошенничество при отягчающих обстоятельствах (ст. 159 со ссылкой на п. «и» ч. 1 ст. 63 УК РФ).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *