Ремонт по ОСАГО-2023: все изменения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ремонт по ОСАГО-2023: все изменения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Основная причина, почему страховым компаниям дали полномочия выбирать, как компенсировать застрахованному лицу ущерб: выплата или ремонт по ОСАГО в 2023 году — это многочисленные факты мошенничества со стороны автомобилистов. Ранее любой водитель, автомобиль которого пострадал в ДТП, мог потребовать именно денежную компенсацию. При этом он делал ремонт сам, а полученные деньги мог использовать на свое усмотрение. Также были распространенными случаи «автоподстав» для получения незаконных выплат от страховых компаний.

В каких случаях для страховой выгоднее выплата?

И наоборот от вышеописанного – если автомобиль достаточно старый, то в случае направления на ремонт страховая должна будет на свои деньги купить запчасти. А б/у детали закон запрещает закупать для восстановления авто после ДТП. Зато при выплате деньгами учитывается износ. Поэтому последний вариант и выгоднее для страховой.

Так, если вашему автомобилю более 5 лет, то с большей долей вероятности вам произведут выплату деньгами.

Ещё один вариант выгоды выплаты кроется в несовершенстве Единой методики расчёта возмещения ОСАГО. Так, стоимость некоторых деталей по такой методике может быть достаточно низкой, а фактически они стоят значительно дороже. В таком случае страховщику выгоднее заплатить потерпевшему деньгами по расчёту из Единой методики, нежели самостоятельно оплачивать купленные СТО детали.

Какие документы Вам потребуются?

При обращении в страховую компанию с целью получения денег по ОСАГО или осуществления страхового ремонта Вы должны иметь при себе пакет следующих документов:

  • Заявление на страховое возмещение или ремонт;
  • Извещение о дорожно-транспортном происшествии;
  • Справка о ДТП;
  • Копии протокола об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении или об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, если эти документы были предоставлены Вам в ГИБДД;
  • Копии ПТС, полиса ОСАГО, свидетельства о регистрации авто, доверенности на управление;
  • Копия паспорта;
  • Отчет об оценке ущерба;
  • Акт приема-передачи;
  • Квитанция об оплате услуг по оценке ущерба авто.

Обязан ли страховщик производить ремонт по ОСАГО

Владельцев автомобилей интересует, платят ли страховщики при ДТП. Посмотрим, что об этом говорит российское законодательство. Так, в 15 пункте 12 статьи Федерального закона №40 сообщается, что потерпевший может выбрать метод возмещения из следующих:

  • ремонт транспортного средства на СТОА из списка страховой организации;
  • выплата денежных средств путём перечисления на указанный счёт либо через кассу.

Но это не относится к автомобилям, которые находятся в собственности российских граждан и прошли регистрацию в Российской Федерации.

В пункте 16 о выборе не говорится, а в 16.1 сообщается, что выплата для российских граждан может быть произведена в таких ситуациях:

  • полная гибель транспортного средства;
  • здоровью пострадавшего причинён ущерб средней либо большой тяжести;
    смерть пострадавшего;
  • когда пострадавший имеет инвалидность и в заявлении выбрана эта форма возмещения.

При указании данного способа возмещения при заключении страхового договора пострадавший может указать такую возможность, и это будет работать.

Может произойти так, что и страховая компания не сможет выбирать. Если на протяжении года будет два нарушения ПДД, Центробанк РФ может ограничить возможность страховой компании возместить ущерб путём ремонта на период до 12 месяцев. Это устанавливает Федеральный закон «Об ОСАГО» №40 в пункте 17.1. В иных обстоятельствах страховщик не компенсирует ущерб в денежном виде, а будет должна произвести восстановительные работы.

Читайте также:  Что можно хранить в личном деле сотрудника в 2023 году

Как получить деньги по ОСАГО вместо ремонта

Важно понимать, что правила в 2023 году устанавливает приоритетность ремонта по ОСАГО перед финансовой выплатой. В большинстве случаев страховщики не компенсируют ущерб деньгами. Но в исключительных ситуациях страховщику выгоднее произвести максимальную выплату, чем производить дорогостоящий ремонт. Законодательство устанавливает основания для компенсации ущерба в денежной форме:

  • полная гибель автотранспорта;
  • вред здоровью средней либо тяжкой силы;
  • восстановление потребует больших расходов, чем ограничения по возмещению, а пострадавший не согласен производить доплату за свой счёт;
  • договор предусматривает денежную компенсацию;
  • смерть пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии;
  • пострадавший является инвалидом, в заявлении о страховой выплате он указал вид компенсации;
  • пострадавший не предоставляет письменного разрешение на восстановление авто из-за несоответствия предложенной страховой компанией СТО, которая отвечает установленным требованиям.

В некоторых случаях денежные выплаты по автогражданке готов произвести РСА.

Это может быть сделано в таких ситуациях:

  • страховая компания потеряла лицензию либо стала банкротом;
  • виновник дорожно-транспортного происшествия не установлен, не имеет водительского удостоверения либо действующего полиса.

Как бы то ни было, получить компенсацию может исключительно собственник транспортного средства либо его представитель.

Доля компенсации в виде ремонта авто составляет около 0%

Из-за образовавшегося в России дефицита комплектующих для автомобилей страховщики практически перестали направлять клиентов на ремонт. Это связано с тем, что они не в силах отремонтировать машину в установленный законом срок из-за отсутствия необходимых запчастей. Если в начале 2022 года доля компенсаций в виде направления на ремонт составляла около 9-11%, то сейчас она приближается к 0%. Такими данными поделился Российский союз автостраховщиков. В союзе объясняют, что в портфеле некоторых страховщиков этот показатель может оставаться на прежнем уровне, но в среднем по рынку такой вид компенсации на текущий момент почти не производится.

Для решения этих проблем РСА настаивает на изменении законодательства в части увеличения сроков ремонта и возможности использования б/у запчастей. Однако регулятор негативно оценивает эти предложения, так как использование подержанных комплектующих может повлиять на уровень безопасности дорожного движения, а увеличение сроков ремонта надолго оставит человека без транспорта.

Правила выплаты страхового возмещения на случай дорожно-транспортного происшествия закреплены ст.12 закона № 40-ФЗ от 25.04.2002г. Имущественный вред компенсируется на основании заявления потерпевшего. Форма документа утверждена положением Центробанка России № 431-П. В зависимости от последствий аварии к обращению необходимо приложить:

  • копию удостоверения личности;
  • доверенность и иное подтверждение полномочий при подаче заявления представителем;
  • банковские реквизиты для зачисления средств;
  • разрешение органов опеки при признании потерпевшим несовершеннолетнего;
  • извещение о происшествии;
  • протокол или постановление об административном правонарушении;
  • медицинские справки и заключения о причинении вреда здоровью, жизни;
  • документы о прямом родстве с погибшим получателем страховой выплаты;
  • квитанции о расходах на погребение;
  • паспорт транспортного средства;
  • регистрационное свидетельство;
  • отчет оценщика о размере имущественного вреда;
  • чек об оплате услуг независимого эксперта;
  • квитанции на эвакуацию неисправного автомобиля с места ДТП;
  • документы о стоимости хранения машины на специализированной площадке до осмотра страховщиком.

Потерпевший вправе обратиться в один из филиалов компании, выдавшей полис ОСАГО. Если гражданином был предоставлен не полный перечень документов, его извещают о необходимости дополнения в течение 3 суток. При этом стороны могут перейти на электронный формат обмена сведениями.

В каких случаях страховая направляет на ремонт?

Если кратко, то во всех случаях, когда это выгодно, и автосервисы, с которыми у страховщика заключён договор на проведение ремонта по ОСАГО, удовлетворяют требованиям Федерального закона.

На сегодня у всех страховых компаний по ОСАГО в приоритете направление на ремонт, включая такие распространённые организации, как Росгосстрах, Альфастрахование, РЕСО Гарантия, Ингосстрах и другие.

Для страховой компании лучше направить на ремонт в случаях:

  • если автомобиль, попавший в ДТП, достаточно свежий по годам (как правило, не старше 3-4 лет), и калькуляция с учётом износа будет не занижена от реальной стоимости восстановительного ремонта,
  • ещё выгоднее, если речь идёт о машине старше 2 лет, но младше тех же 3-4 лет.
Читайте также:  Банки звонят по просроченной задолженности, что делать в 2023?

Как видим, выбор ремонта или выплаты здесь кроется в двух важных критериях:

  1. чем старше авто, тем меньше страховая заплатит, так как при расчёте возмещения учитывается износ деталей транспортного средства – чем старше авто, тем больше износ, и тем на меньшую сумму будет посчитана каждая запчасть (это не касается калькуляции работ по восстановлению); так, если машине более 5 лет, то износ может достигать 50% (но не более);
  2. законодательство 2022 года по ОСАГО устанавливает правила «игры» для страховщиков; так, если машине менее 2 лет «от роду», то страховая обязана отправить её только к официальному дилеру, а стоимость услуг дилеров, как правило, существенно выше, поэтому проще заплатить деньгами.

Вам как потерпевшему в ДТП лучше обратные условия от вышеперечисленных: если у вас авто свежих годов, то лучше получить выплату, а для старых машин – лучше ремонт.

Транспортное средство не подлежит ремонту

Страховые компании признают под полной гибелью машины две ситуации:

  • машина настолько разбита, что отремонтировать её не получится;
  • автомобиль отремонтировать можно, но стоимость ремонта превысит стоимость самой машины на дату аварии или будет равна ей.

Если машина после ДТП не подлежит восстановлению, страховщик выплатит её стоимость на момент аварии, но в пределах лимитов, установленных 40-ФЗ. Есть ряд особенностей при таком страховом случае:

  1. Страховщик имеет право оставить поврежденное транспортное средство у себя. Однако он может сделать это только после выплаты компенсации.
  2. Потерпевший может оставить себе годные детали автомобиля (например, для продажи), но тогда их стоимость будет вычтена из размера страховой выплаты.

Полная гибель транспортного средства может быть установлена только экспертом после осмотра. В ходе экспертизы специалист отмечает все повреждения и оценивает стоимость ремонта, эти сведения обязательно отражаются в заключении эксперта. На следующем этапе изучается рынок автомобилей и определяется стоимость машины. Полученные цифры сопоставляются и выносится заключение.

Выплачивают ли деньги по ОСАГО в 2022 году

Благодаря автогражданке можно получить компенсацию различных видов ущерба, в том числе причинённый автомобилям в дорожно-транспортной ситуации. Пострадавший может получить выплаты, которые покрывают следующее:

  • убытки, которые связаны с простоем коммерческого транспорта, потерей товарной стоимости и невозможностью выполнения взятых на себя ранее обязательств;
  • расходы на приобретение деталей и восстановление авто.

Благодаря автогражданке можно получить компенсацию различных видов ущерба, в том числе причинённый автомобилям в дорожно-транспортной ситуации. Пострадавший может получить выплаты, которые покрывают следующее:

  • убытки, которые связаны с простоем коммерческого транспорта, потерей товарной стоимости и невозможностью выполнения взятых на себя ранее обязательств;
  • расходы на приобретение деталей и восстановление авто.

Что говорит закон о ремонте по ОСАГО в 2023 году

Сфера страхования гражданской ответственности автолюбителей регулируется законом №40ФЗ от 25.04.2002г. «Об ОСАГО» (далее ФЗ №40). В закон регулярно вносятся поправки, в частности, изменения в отношении процедуры восстановления пострадавших в ДТП автомобилей были введены законом №49ФЗ от 28.03.2017г.

Главное нововведение касается отмены права пострадавшего водителя самостоятельно выбирать способ возмещения убытков – деньгами или восстановительным ремонтом. Теперь все в обязательном порядке получают направление на ремонт, причем только в СТО, официально сотрудничающие со страховой компанией. Подобный шаг призван защитить страховщика от завышенных счетов по ремонту в результате сговора водителя с сотрудниками СТО. Однако теперь страхователи оказались в невыгодном положении, так как страховые компании начали диктовать ремонтникам свои условия, пытаясь максимально снизить расходы на восстановление автомобилей.

Читайте также:  Фиксированные взносы ИП в 2023 году: размер и сроки уплаты

Важно: Обязательный ремонт имеет свои плюсы и для автовладельцев. Теперь исключены случаи выплаты страховщиками мизерного денежного возмещения, которого и близко не хватает на покрытие расходов на ремонт.

Второе серьезное новшество касается определения стоимости ремонтных работ. Ранее оценка пострадавших деталей проводилась с учетом их износа — чем старше авто, тем меньше шансы получить достойное возмещение. В 2020 году это правило больше не действует, и окончательный счет за ремонт формируется на основе среднерыночных цен на новые детали.

Ответственность перед другими

С каждым годом в России становится всё больше «безаварийных» водителей. Согласно данным Российского Союза Автостраховщиков (РСА), 4 млн автовладельцев, заключивших договор ОСАГО в 3 квартале этого года, воспользовались максимальной скидкой по страховке за аккуратное передвижение на транспортных средствах. Скидки разных размеров получили в общей сложности 96,4% автовладельцев.

Для сравнения: в прошлом году самую низкую стоимость за ОСАГО заплатили 3,8 млн человек, а количество людей, которые сэкономили на страховке по КБМ, было на 4,4% меньше.

«Это значит, что безаварийные автовладельцы, которых в стране большинство, за свою аккуратную езду получают скидки на ОСАГО, — поясняет президент РСА Евгений Уфимцев. — По сравнению с аналогичным периодом прошлого года безаварийных водителей стало больше, а аварийных — меньше. Статистика показывает, что индивидуализация тарифов ОСАГО способствует тому, что водители меняют своё поведение на дорогах: они стали допускать меньше аварий. Это понятно, потому что есть экономический стимул быть аккуратными и внимательными».

Базовая ставка и тарифный коридор ОСАГО в 2021 году

Новые правила стали действовать по отношению к базовым тарифам (ТБ). Для автолюбителей стали более выгодными показатели КБМ — бонус-малус, а также снизилась стоимость коэффициента города. Плохие новости ждут молодых автолюбителей, потому что изменились показатели КВС.

Тарифный коридор установленный Центробанком РФ в 2021 стал шире, поэтому конечная цена ОСАГО зависит от страховщика. Цена ставки не изменится без роста показателей страхования. Сейчас базовый тариф складывается из возраста и стажа водителя, коэффициента города, бонус-малуса, мощности двигателя.

Стоимость базовой ставки для транспортных средств категории “B” в рублях:

  • Юридическим лицам — 1646 – 3493.
  • Гражданским лицам и ИП — 2471 – 5436.
  • Таксистам — 2877 – 9619.

Увеличится ли стоимость полиса ОСАГО

В настоящее время объективных предпосылок для увеличения стоимости ОСАГО в 2023 году нет. Экономические прогнозы говорят, что финансовый рынок находится, и будет находиться, в стабильном состоянии. Уровень инфляции не должен превысить ожиданий. Поэтому повышать стоимость полисов ни у правительства, ни у компаний оснований нет.

Другое дело – вопрос подорожания услуги для отдельных категорий участников дорожного движения. Самые свежие новости об изменениях в ОСАГО в 2023 году касаются автострахования для такси. Подорожает ли ОСАГО для таксистов в 2023 году, обсуждают Минфин, Центробанк и участники рынка.

Страховщики предлагают поднять ставку сразу на 60%. По их словам, сегодняшние расценки не покрывают расходов из-за слишком частого участия таксистов в авариях. Согласно статистике, в ДТП участвует каждое третье такси.

У простых автолюбителей этот показатель находится на уровне 4,3%. И хотя, в 2022 году, наемным перевозчикам уже повышали стоимость полиса на 30%, этого явно недостаточно, чтобы выплат хватило на всех.

Как решится вопрос с таксистами, пока не ясно. Поэтому рассмотрим определение стоимости автостраховки, исходя из факторов, которые точно будут учитываться в 2023году.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *