Как сделать перерасчет за отопление. Пошаговая инструкция

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как сделать перерасчет за отопление. Пошаговая инструкция». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


До 10 июля 2018 года в системе расчётов за отопление действовало чёткое правило: если не все жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме оборудованы индивидуальными приборами учёта тепловой энергии, показания индивидуальных счётчиков к расчёту не принимаются. Поэтому корректировка платы за первую половину отопительного сезона в 2018 году производится по старой формуле 3(2) из приложения 2 к ПП РФ № 354.

Не хотите переплачивать за отопление – почитайте новые правила

Что делать, если в квитанции на оплату коммунальных услуг сумма завышена, хотя с этого года собственники квартир не должны платить за тепло сверх положенного?

С 1 января 2019 г. начали действовать изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Так удалось решить проблему, которая касалась тысяч жителей: они были вынуждены платить за отопление не по показаниям индивидуальных приборов учета, а по усредненным нормативам потребления.

Это происходило потому, что их права были поставлены в зависимость от недобросовестного поведения соседей, у которых индивидуальные приборы учета отсутствовали.

Начисление платы за полученную тепловую энергию производится по показаниям приборов учета тепла. Существуют общедомовые и индивидуальные приборы учета.

Первые предназначены для учета потребления тепловой энергии всем многоквартирным домом за расчетный период, а вторые – в каждой квартире.

Расчет за отопление производится исходя из количества тепла, потребленного за определенный период, по цене, указанной в договоре о предоставлении коммунальных услуг.

Ранее действовали правила, которыми устанавливалось, что если хотя бы один индивидуальный прибор учета в многоквартирном доме вышел из строя, то остальные индивидуальные приборы не используются для расчета платы за отопление.

К примеру, в доме, оборудованном общедомовым прибором учета отопления, один из жильцов не следил за исправностью индивидуального прибора, из-за чего он вышел из строя.

После этого все добросовестные жители дома автоматически становились обязанными оплачивать отопление по установленным нормам, а не по показаниям своих индивидуальных приборов учета.

В большинстве случаев это приводило к увеличению суммы, указанной в квитанции.

Новыми правилами установлена возможность расчета размера платы за отопление по показаниям индивидуальных приборов в домах, которые оснащены общедомовым прибором учета тепловой энергии и в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами.

То есть теперь вне зависимости от того, все ли квартиры оборудованы индивидуальными приборами учета, жители будут оплачивать только то тепло, которым они воспользовались.

Таким образом, собственники получили «тепловую независимость» от своих соседей и вправе подать заявление на перерасчет оплаты, если до этого они за отопление переплачивали.

Также новыми Правилами предоставления коммунальных услуг установлено, что платить за отопление только мест общего пользования смогут собственники жилых помещений, которые перешли на индивидуальное отопление, т.е. демонтировали приборы централизованного отопления, и собственники помещений, в которых технической документацией на дом не предусмотрены приборы отопления.

Ранее они оплачивали централизованное отопление как своей квартиры, так и мест общего пользования, а также за свой счет обеспечивали эксплуатацию индивидуальных источников тепловой энергии.

То есть жители, которые перешли на индивидуальное отопление, демонтировав централизованное, к примеру убрав из своей квартиры все батареи, должны были платить за отопление не только общего имущества дома, но и принадлежащих им квартир.

Тем самым они фактически оплачивали ту услугу, которая им не оказывалась.

Теперь эта проблема решена.

Если собственник квартиры решил отключиться от общего централизованного отопления и обогревать свое помещение индивидуально, к примеру с помощью обогревателя «ветерок», то он не должен оплачивать централизованное отопление по нормативу, рассчитанному исходя из площади своей квартиры, как это было раньше. Он будет оплачивать отопление только небольшой части дома, относящейся к местам общего пользования (подъезд, лестничная площадка).

Рассмотренные изменения нашли свое отражение в законопроекте о внесении изменений в ст. 157 Жилищного кодекса. В нем предлагается уточнить порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме.

В законопроекте указывается, что размер платы за отопление рассчитывается в порядке, который предусматривается Правилами предоставления коммунальных услуг, с учетом площади помещения собственника и объема потребленной им тепловой энергии. Объем потребления предлагается определять исходя из показаний коллективного или индивидуальных приборов учета либо одновременно обоих.

В случае принятия законопроекта вопрос порядка оплаты коммунальных услуг по отоплению будет решен окончательно. Так удастся исключить ситуации, когда собственники помещений в многоквартирных домах переплачивают за услуги, которые им фактически не оказывались либо оказывались в меньшем объеме.

Хотя поправки в Жилищный кодекс еще не приняты, и можно предположить, что вступят они в силу только с конца 2019 г., новые Правила уже действуют и обязательны для исполнения, поэтому собственники помещений в многоквартирных домах уже вправе рассчитывать на все благоприятные изменения.

Несмотря на то что изменения в Правила уже вступили в силу, возможны ситуации, когда в квитанциях сумма за отопление остается завышенной.

Такое может случиться из-за технических ошибок при формировании квитанций, по причине неосведомленности управляющей компании об изменениях законодательства либо осознанных злоупотреблений со стороны управляющей компании, рассчитывающей на незнание граждан о вступлении в силу нового порядка расчета платы за отопления.

Читайте также:  Зачем нужно межевание участка и как его провести

В случае обнаружения в квитанции необоснованно высокой суммы необходимо обратиться в управляющую компанию, обслуживающую дом, с заявлением о перерасчете платы за отопление. В нем необходимо сослаться на постановление правительства1, которым были изменены Правила предоставления коммунальных услуг, а также сообщить о намерении обратиться в суд в случае отказа в удовлетворении заявления.

Если эти доводы окажутся неубедительными и заявление останется без удовлетворения, то необходимо обратиться в суд по своему месту жительства (месту нахождения помещения, с которым связан спор) с исковым заявлением к управляющей компании об обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу (отопление).

1 Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2018 г. № 1708 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме».

Подача уточнённой декларации и налоговая ответственность

При выявлении обоснованности привлечения к ответственности на основе исправленной декларации нужно установить реальное образование задолженности на установленный срок уплаты налога за налоговый период, а также на дату представления исправленной декларации для установления зачета дополнительно исчисленного налога и соответствующих пеней.

В случае выявления переплаты на дату представления исправленной декларации ее должно хватить для полного погашения дополнительно исчисленного налога, тогда условия для освобождения от ответственности, предусмотренные п. 4 рассматриваемой статьи, могут считаться соблюденными.

Судебная практика подтверждает изложенное. В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 25.07.2012 № А46-17303 говорилось, что для освобождения от ответственности по ст. 122 НК РФ при представлении исправленной декларации плательщик обязан иметь переплату по данному налогу, которая перекрывает налог, подлежащий уплате по исправленной декларации.

Если же имеется недоимка, то плательщик обязан до подачи исправленной декларации уплатить налог и пени за просрочку. ФАС Поволжского округа в постановлении от 11.09.2012 № А12-23054 утверждал, что закон предусматривает освобождение от ответственности за неуплату налога полностью или частично, если плательщик выявит нарушение, произведет перерасчет, исчислит пени за просрочку в результате выявленной ошибки, сам уплатит доначисленные суммы налога в бюджет, внесет исправления в имеющуюся редакцию декларации посредством подачи уточненной версии.

Здесь важность имеет то, что для освобождения от ответственности должны быть соблюдены все приведённые выше условия. Освобождение от ответственности происходит, когда до начала выездной проверки плательщик подал исправленную декларацию и добровольно исполнил обязанность по уплате налогов.

В Определении ВАС от 19.10.2012 № ВАС-10379 разъяснено, что основания для освобождения плательщика от ответственности при проверке изменений, вносимых им в декларацию, установлены рассматриваемой. Её нормы не предусматривают освобождения от мер ответственности в случае представления исправленной декларации после выявления правонарушения.

Необходимо знать и про позицию, указанную в ПП ВАС от 11.10.2011 № 2119. Она основывается на том, что оспаривание оснований для исчисления налога без подачи исправленной декларации путем предъявления в суд требования о признании недействительными актов инспекции, принимаемых в рамках процедуры бесспорного взыскания налога, задекларированного в первой версии декларации, означало бы нарушение положений статьи 81 НК РФ.

Суд не может выполнять обязанность инспекции по проверке правомерности уменьшения суммы налога. Плательщик не имеет права на получение налогового возмещения при предоставлении исправленных деклараций по прошествии трех лет после завершения налогового периода.

Это верно в силу ст. 173 НК РФ и из-за того, что обратное свидетельствовало бы об отмене любых сроков для представления деклараций, что является неверным понимаем норм закона.

Можно ли снизить плату за отопление, если батареи еле теплые?

Если отопительный сезон начался, а батареи недостаточно теплые, необходимо обратиться в управляющую компанию. В разгар отопительного сезона температура подачи теплоносителя должна составлять около 70 °C. Если температура трубы существенно ниже, необходимо сообщить о проблеме в управляющую компанию. Батареи могут недостаточно греть по многим причинам: при слабом напоре воды, поступающей в батареи (зачастую это происходит из-за перекрытия радиаторов в соседних квартирах), при наличии воздушных пробок, при неправильном подключении системы отопления, при засорах в батареях и т. д. В большинстве случаев снизить плату за отопление из-за холодных батарей вряд ли получится. Но решить проблему плохого прогрева путем устранения проблем возможно.

Как сделать перерасчет платы за отопление

В первом квартале УК должна сделать перерасчет платы за отопление — вернуть разницу или, наоборот, увеличить сумму платежа в зависимости от того, сколько тепла было потрачено на отопление в прошлом году. При наличии общедомового прибора учета размер платы корректируется один раз. При перерасчете учитывают разницу между фактическим размером платы за тепловую энергию (рассчитанной, исходя из показаний коллективного прибора учета) и начисленным размером платы в платежных документах в течение года.

Чтобы вернуть разницу за уплаченное и потребленное квартирой тепло, нужно обратиться в УК для перерасчета платежей.

В перерасчете отопления могут отказать, если во всех помещениях установлены индивидуальные приборы учета (ИПУ), а в доме — общедомовой прибор учета (ОДПУ). Перерасчет можно сделать только в МКД, совсем не оборудованных общедомовыми и индивидуальными приборами учета тепла либо оборудованных только общедомовыми без индивидуальных. Платежи в таких случаях выставляют по нормативу, а не по фактически потребленной энергии.

Не используйте норматив в формулах в расчётах после 10 июля 2018 года

В определении № 30-П Конституционный суд РФ указал, что до внесения в нормативно-правовые акты надлежащих изменений расчёт платы за отопление необходимо производить по модели, установленной абз. 4 п. 42(1) ПП РФ № 354.

Для помещений, где отсутствуют индивидуальные приборы учёта тепловой энергии, вместо показаний счётчиков исполнители КУ по теплоснабжению принимают в расчёт величину, производную от норматива потребления КУ по отоплению.

И здесь исполнителям коммунальных услуг нужно быть очень внимательными, поскольку КС РФ постановил использовать при расчётах не норматив, а величину, от него производную.

Норматив уже содержит в себе объём ресурса на ОДН. И если вместо производной в формулах корректировки использовать норматив, а не его производную, то потребитель тепловой энергии дважды заплатит за свою часть ОДН. Тем самым исполнитель КУ нарушит его права.

Перерасчет при отклонении давления в системах горячего водоснабжения

Плата за горячую воду подлежит перерасчету при отклонении давления в системе горячего водоснабжения, которое должно составлять от 0,03 МПа (0,3 кгс/кв см) до 0,45 МПа (4,5 кгс/кв см). За каждый час подачи горячей воды, в котором произошло отклонение давления не более 25 %, размер платы снижается на 0,1 %. При давлении, отличающемся от установленного более чем на 25 %, оплата горячей воды не производится (независимо от показаний приборов учета).

Читайте также:  Социальная норма энергопотребления

В случае предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества и или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, предусмотренном законодательством о защите прав потребителей. К примеру, если суммарное время перерывов превышает допустимые перерывы в предоставлении коммунальных услуг.

Корректировка при смене исполнителя услуг

На практике возникает вопрос: следует ли проводить корректировку при прекращении предоставления коммунальных услуг конкретным исполнителем (при смене УК, способа управления)? Закон не содержит такого предписания, однако правоприменители наверняка будут исходить из принципа соблюдения прав потребителей как наиболее незащищенной стороны правоотношений. Наглядный пример — Постановление ФАС ВВО от 26.05.2014 по делу N А11-3997/2013. Между РСО и потребителями были заключены прямые договоры, в период с января по середину сентября РСО начисляла плату за отопление исходя из нормативов потребления в доме, где не было ОПУ, и исходя из среднемесячного объема потребления за прошлый год в доме, где ОПУ был установлен. С середины сентября (даты начала отопительного сезона) РСО расторгла договоры с потребителями, поставщиком стал владелец котельной, который начал выставлять платежные документы исходя из фактических текущих показаний ОПУ. Граждане потребовали перерасчета от прежнего и нового исполнителей, оба отказались, поэтому после подачи жалобы в дело вмешался антимонопольный орган. Чиновники, впоследствии получившие поддержку арбитров, посчитали, что неправомерным расторжением договоров накануне начала отопительного сезона прежняя РСО пыталась удержать денежные средства, авансированные гражданами. В итоге РСО исполнила предписание УФАС и вернула потребителям переплату (произвела корректировку). Правовое основание состоит в том, что оплате подлежит лишь фактически поставленная энергия.

Порядок и основания, на которых производится перерасчет, определены постановлением правительства.

Сумма платежа может быть изменена как в меньшую, так и в большую сторону. Если вы переплатили, то разницу в денежном эквиваленте вам не вернут, но зачтут в счет будущих начислений. Если произошла недоплата — включат эту сумму в новый платежный документ.

Пересчитать плату за ЖКУ могут по желанию жильцов или по инициативе поставщика ресурсов, управляющей компании или ТСЖ. Жильцы, конечно же, заинтересованы в уменьшении собственных платежей, поэтому важно знать, как и в каких случаях появляется право на перерасчет и за какие услуги.

Например, стоимость жилищных услуг, предоставляемых УК, всегда оплачивается полностью. Заново могут рассчитать платеж за электричество, отопление, поставку газа и воды, канализацию и вывоз мусора.

Об условиях освобождения от ответственности.

Положениями п. 3 и пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ определены условия, позволяющие организациям избежать налоговой ответственности при подаче уточненной декларации.

Условия освобождения от ответственности зависят от момента представления «уточненки», который сравнивается с установленными сроками подачи налоговой декларации и сроком уплаты налога.

К сведению:

Согласно ст. 289 НК РФ декларации по налогу на прибыль представляются не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (п. 3), а по итогам налогового периода – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4).

Налог на прибыль, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период ст. 289 НК РФ. Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период (п. 1 ст. 287 НК РФ).

Итак, как было отмечено выше, условия освобождения от ответственности зависят от момента представления уточненной декларации в налоговый орган:

  • до истечения срока подачи налоговой декларации (п. 2 ст. 81 НК РФ). В этом случае декларация считается поданной в день подачи «уточненки». Организация освобождается от ответственности, как говорится, по умолчанию;

  • после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога (п. 3 ст. 81 НК РФ). В отношении налога на прибыль правило, предусмотренное этой нормой, не работает, так как срок подачи декларации и срок уплаты налога совпадают;

  • после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога (п. 4 ст. 81 НК РФ). Согласно этой норме налогоплательщик освобождается от ответственности в двух случаях.

Причины уменьшения или увеличения размера оплаты

Аспекты взаимоотношений жильцов и коммунальных компаний регламентированы базовым отраслевым документом — Жилищным кодексом РФ, а также постановлением Правительства РФ № 354, которое описывает процедуру произведения перерасчетов. Согласно законодательству оплачивать меньше начисленного за коммунальные услуги можно:

  • получив льготу для определенных категорий населения — ветераны, инвалиды, чернобыльцы и другие;
  • оформив субсидию — семья, проживающая в квартире, должна быть признана малоимущей – на каждого члена семьи из общего дохода приходится меньше чем один прожиточный минимум, установленный в регионе.

Подняться платежи могут при условии:

  • увеличения количества зарегистрированных в квартире жильцов, на услуги, которые начисляются по количеству человек;
  • повышения тарифов в регионе;
  • при оформлении реструктуризации — к ежемесячным платежам прибавляется сумма долга;
  • если УК ошиблась при расчете.

При получении квитанции, в которой сумма платежей не совпадает с привычной или показателями приборов учета, жильцы могут потребовать в Управляющей компании провести сверку.

Условия для перерасчёта за период отсутствия способствуют энергосбережению

Верховный Суд РФ, проанализировав указанные пункты ПП РФ № 354 и доводы истца, не согласился с ним. В решении судья подчеркнул, что неиспользование помещения собственником не является основанием невнесения платы за ЖКУ (ч. 11 ст. 155 ЖК РФ).

Верховный Суд РФ не нашёл подтверждения доводам истца, что условие предоставления акта о невозможности установки счётчика противоречит принципам равенства и создаёт преимущества одних потребителей над другими (ч. 1 ст. 1 ЖК РФ).

Такое условие, наоборот, способствует исполнению требованийФедерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». Указанный Федеральный закон установил, что потребляемые энергетические ресурсы подлежат учёту с использованием ИПУ (ст. 13 № 261-ФЗ).

Подтверждение невозможности установить ИПУ направлено на то, чтобы потребители переходили на оплату коммунальных услуг исходя из показаний приборов учета. Это способствует эффективному и рациональному использованию ресурсов. Поэтому собственник, при наличии технической возможности не установивший счётчики, не может ссылаться на их отсутствие, чтобы не оплачивать ЖКУ.

Читайте также:  Замена билета на автобус на другое число: порядок действий пассажира

Довод истца о том, что счётчики не установлены из-за отсутствия согласия между собственниками долей в квартире, суд также не принял во внимание. Вп. 1 ст. 247 ГК РФ прописана процедура разрешения споров между владельцами долевой собственности. Пользование долевым имуществом происходит по соглашению собственников долей, а если согласия достичь не удаётся – в судебном порядке.

Поэтому неустановка ИПУ из-за разногласий участников долевой собственности не может служить основанием для перерасчёта платы в период временного отсутствия потребителя в занимаемом помещении. Верховный Суд РФ отказал истцув удовлетворении иска, подтвердив правомерность отказа управляющей организации в перерасчёте.

Пример перерасчета стоимости услуги для последующей корректировки.

Для проведения такого перерасчета необходимо определить несколько факторов: определяют общий объем тепловой энергии за период предыдущего года; если прибор учета эксплуатировался не весь год, а лишь его часть, то общий объем такой теплоэнергии рассчитывается исходя из положений договора с организацией, предоставляющей услугу; полученный объем делят на вычисленную общую площадь жилых и нежилых помещений в доме, включая офисы и магазины. Возьмем реальный пример. По счетчику стало известно, что объем теплоэнергии за предыдущий год составил 1000 Гкал (гигакалорий). Измеренная общая площадь всех помещений данного многоквартирного дома составила 5700 кв. м (при этом не учитываются места общего назначения – подвальные помещения, чердаки и прочие). Следовательно, (1000 / 5700) / 12 = 0,014 Гкал/кв. м ежемесячно. Из формулы видно, что объем использованной тепловой энергии делится на все двенадцать месяцев, поэтому полученное значение должно применяться каждый месяц на протяжении всего календарного года. Величина 0,014 Гкал/кв. м. используется для последующих расчетов. Так, для г. Ижевска среднемесячная плата за тепло будет составлять: 0,014 х 943, 60 х 1,18 (НДС) = 15, 58 руб/мес.

Теплоснабжающие организации выставляют населению счета за отопление, подразумевая, что в квартирах температура воздуха находится в пределах нормативных показателей. Для многих это понятие остается довольно туманным, а между тем несоблюдение температурного режима может стать основанием для перерасчета за отопление.

Рассмотрим нормативную базу, в частности, температурный график, Постановление Правительства РФ №354 от 06.05.2011:

  • В регионах, где в наиболее холодные 5 дней зимы средняя температура воздуха не опускается ниже -30 ℃, нормой для комнат в середине квартиры будет 20 ℃, а для угловых и торцевых помещений – 18 ℃.
  • Если в самые холодные дни средняя температура воздуха на улице составляет -31 ℃ и ниже, то нормы для квартир повышаются до 22 ℃ и 20 ℃ соответственно. При таких показателях стены здания не промерзают насквозь даже при условии плохой теплоизоляции.

Рассчитайте величину, производную от норматива потребления теплоэнергии

Чтобы правильно произвести корректировку платы за отопление по формуле 3(3), необходимо разобраться, что такое величина, производная от норматива. Согласно пояснениям КС РФ, это часть удельного расхода тепловой энергии, которая приходится на отопление площади помещения и не учитывает её расход на ОДН.

Однако никакой формулы для расчёта производной КС РФ не приводит, поэтому Елена Шерешовец рассказала, как исполнителю КУ по теплоснабжению самостоятельно рассчитать производную величину исходя из указаний суда.

Чтобы найти потребление тепловой энергии на один квадратный метр помещения необходимо:

  1. Взять норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, который уже содержит объём потребления ресурсов на ОДН, и умножить его на общую площадь жилых и нежилых помещений в доме без учёта площади общего имущества.
  2. Разделить полученное произведение на сумму площадей жилых, нежилых помещений в доме и площади общего имущества собственников.

Результат – это часть удельного расхода тепловой энергии, приходящейся на отопление 1 кв.м. площади жилого или нежилого помещения и не учитывающей расход ресурса на отопление площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД.

Последнее действие для получения величины, производной от норматива (Vi для помещения n), – произведение полученного значения удельного расхода теплоэнергии на 1 кв.м. (Vi) и площади помещения n, где не установлен ИПУ.

Это и есть величина, которую необходимо подставить в формулу 3(3) вместо значения Vi для помещений, где не сохранён ИПУ.

Правовая сущность корректировки

Это делается в любом случае, но ФНС интересует, чтобы уточнения были внесены при обнаружении факта неотражения или неполного отражения данных, а также ошибок, приводящих к занижению налога.

Плательщик налогов может представить налоговикам ещё и уточненную декларацию при обнаружении недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению налога, подлежащего уплате. Уточненная декларация в таком случае не считается представленной с нарушением срока, даже если с внесением изменений плательщик вышел за его пределы.

На основе данных из уточненных деклараций налоговая инспекция в карточке расчетов плательщика с бюджетом должна скорректировать суммы налогов, которые необходимо оплатить. Если им подаётся исправленная декларация, в которой указан размер налога к доплате, инспекторы ФНС вправе на разницу выставить требование об уплате налога.

С правом плательщика представить в ФНС исправленную декларацию корреспондирует обязанность инспекции принять эту декларацию, провести в установленный срок камеральную проверку и вынести законное и обоснованное решение по ее результатам.

Кто именно обнаружит ошибки в случае, если исправленную декларацию подаёт сам плательщик не имеет правового значения. В статье не предусмотрено наличие или отсутствие какого-либо аудиторского заключения.

Буквальное толкование положений рассматриваемой статьи говорит о том, что обязанность представления исправленной декларации обусловлена фактом обнаружения ошибочности сведений самим плательщиком. Однако ничто не запрещает ему пригласить для этой цели аудиторов или консультантов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *