Публикации по арбитражной практике Мугина А.С.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Публикации по арбитражной практике Мугина А.С.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

В частности, если у должника-бюджетополучателя отсутствуют соответствующие лимиты бюджетных обязательств и средства, полученные от предпринимательской деятельности, а для получения дополнительных лимитов, бюджетных обязательств были предприняты все необходимые действия (главному распорядителю средств соответствующего бюджета направлен запрос-требование), то основания для приостановления расходных операций отсутствуют, так как должник в этом случае не является нарушителем бюджетного законодательства по смыслу статьи 283 Бюджетного Кодекса РФ. Получается, что органы казначейства вправе применять данную меру, только если должник имеет соответствующие лимиты, либо средства от предпринимательской деятельности, но уклоняется от представления в казначейство платежного поручения на перечисление средств.

Особенности исполнения судебных актов в отношении БУ и АУ.

О том, в чем заключается особенность исполнения судебных актов с 01.01.2011 в отношении БУ и АУ, получивших новый правовой статус, пойдет речь в настоящей статье.

В соответствии со ст. 318 АПК РФ судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.

Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа или иного исполнительного документа.

В соответствии с п. 3 ст. 319 АПК РФ исполнительный лист выдается после вступления судебного акта в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения. В этих случаях исполнительный лист выдается сразу после принятия такого судебного акта или обращения его к немедленному исполнению. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом. Исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета направляется арбитражным судом в налоговый орган, иной уполномоченный государственный орган по месту нахождения должника.

Если судебный акт предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, к исполнительному листу, направляемому судом по ходатайству взыскателя, должна прилагаться заверенная судом в установленном порядке копия судебного акта, для исполнения которого выдан исполнительный лист.

Законодательство РФ об исполнительном производстве основано на Конституции РФ и состоит из Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон «Об исполнительном производстве»), Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее – Федеральный закон «О судебных приставах») и иных нормативных актов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов Федеральной службой судебных приставов, банками и иными кредитными учреждениями, эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также организациями, производящими должнику периодические выплаты.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ.

Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Как взыскать с бюджетной организации

Особенности исполнения судебных актов по обращению к взысканию на средства бюджетов бюджетной системы РФ

В соответствии со ст. 161 БК РФ бюджетным учреждением является организация, созданная органами государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления на основании права оперативного управления, не имеющая статуса федерального казенного предприятия, деятельность которого финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда. Бюджетное учреждение распоряжается по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества (ст. 120 ГК РФ). Собственниками имущества бюджетного учреждения могут быть органы государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления.

Таким образом, предъявление исполнительного документа к исполнению бюджетному учреждению предусматривает обращение в субсидиарном порядке взыскания либо на средства федерального бюджета, либо на средства бюджета субъекта РФ, либо на средства местного бюджета по денежным обязательствам соответствующих бюджетных учреждений.

Поскольку бюджетные учреждения являются неотъемлемым звеном бюджетной системы РФ, исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ в соответствии с принципом единства бюджетной системы РФ носит единый порядок, который имеет свои особенности.

Во-первых, обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется только на основании судебных актов. В связи с чем исполнительными документами, которые предъявляются к исполнению бюджетным учреждениям, могут быть исполнительные листы и судебные приказы.

Во-вторых, исполнение судебных актов осуществляется иными государственными органами, не являющимися службой судебных приставов.

Читайте также:  С какого возраста учитывается мнение ребенка при разводе родителей?

Законом N 197-ФЗ помимо внесения изменений в БК РФ одновременно были внесены изменения в ст. 1 Закона N 119-ФЗ, исключающие возможность обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ службой судебных приставов.

Ранее нормы об исключении службы судебных приставов из органов, которые могут исполнять судебные акты, обращенные к взысканию на средства бюджетов бюджетной системы РФ, ежегодно устанавливались законодателем в федеральных законах о федеральном бюджете на очередной год начиная с 2003 г. . Однако Конституционный Суд РФ признал практику установления законодателем норм, определяющих порядок исполнительного производства судебных актов, в специальных законах, какими являются федеральные законы о федеральном бюджете на очередной год, нарушающей принцип верховенства права, поскольку включение положений об исполнительном производстве в специальные законы приводит к тому, что механизм исполнения соответствующих судебных решений не опирается на стабильную правовую основу. Поэтому законодателем БК РФ был дополнен отдельной главой, посвященной исполнительному производству судебных актов по искам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

Федеральные законы о Федеральном бюджете на 2003 — 2005 гг.

Появление указанной главы в БК РФ, посвященной исполнению судебных актов, также было обусловлено тем, что Конституционный Суд в своем Постановлении от 14.07.2005 N 8-П признал за государством право определять органы, которые обладают полномочиями по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ. Право государства определять органы, обладающие полномочиями по исполнению судебных актов, продиктовано тем, что государство должно стабильно и непрерывно осуществлять возложенные на него функции. Исполнение судебных актов не должно нарушать стабильность и непрерывность реализации государством возложенных на него функций, исполнение которых осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

С другой стороны, Конституционный Суд РФ установил, что государство может возложить исполнение требований судебных актов на различные органы и организации исходя из того, что независимо от избранного варианта положение взыскателя в сфере исполнительного производства не должно ухудшаться, несмотря на то, что ответчиком является публичная власть. Иными словами, законодатель обязан вводить в правовое регулирование нормы, направленные на недопущение ситуации, при которой отсутствие денежных средств у государства могло бы воспрепятствовать ему выполнить свое обязательство.

Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы, вступивший в силу с 1 января 2006 г., должен опираться на указанное выше Постановление Конституционного Суда РФ, которое фактически предопределило его принятие законодателем.

Для определения того, учел ли законодатель при принятии гл. 24.1 БК РФ установленные КС РФ принципы исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, необходимо обследовать основные положения новой главы БК РФ.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Стоит ли обжаловать действия судебного пристава-исполнителя?

По закону, содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. Это не означает, что через два месяца долг будет взыскан. Также это не означает, что судебный пристав-исполнитель вынесет постановление об окончании исполнительного производства.

Истечение сроков совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения не влечёт за собой последствий в виде окончания исполнительного производства. Исполнительный документ может лежать у пристава годами. Поэтому обжалование бездействия пристава в связи с просрочкой в два месяца может оказаться бесперспективным. Вышестоящее должностное лицо (старший судебный пристав отдела) или суд откажет в удовлетворении такого заявления.

На практике обжалование действий пристава приводит к излишнему формализму в его работе по вашему производству. Поэтому лучше иметь доверительные отношения с приставом.

Жаловаться старшему судебному приставу, в прокуратуру или суд рекомендуем только тогда, когда речь идёт о существенном нарушении ваших прав (например, если пристав совершает незаконные действия или если имеются сведения и факты о том, что пристав в сговоре с должником). Рекомендуем вам известить пристава о намерении подать жалобу: возможно, пристав исправит допущенные ошибки или прекратит бездействие, и жаловаться не придётся.

Мы уверены, что практическое применение рекомендаций, перечисленных в статье, увеличит не только результативность и скорость взыскания, но и вероятность возврата долга в целом.

Механизмы исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов

Всего существует два механизма (глава 24.1 Бюджетного Кодекса РФ):

1) в счет возмещения вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц;

2) взыскание задолженности, возникшей вследствие неисполнения обязательства бюджетным учреждением.

Основной разницей между порядками это то, какие органы будут исполнять судебные акты.

В первом случае это будет Министерство Финансов РФ или соответствующие финансовые органы субъекта Федерации (муниципального образования).

Во втором случае это будут органы казначейства.

Служба судебных приставов не исполняет подобного рода исполнительные документы в силу действия принципа иммунитета бюджета от взысканий (статья 239 Бюджетного Кодекса РФ).

Срок исполнения исполнительного листа бюджетным учреждением

Обратите внимание Деятельность бюджетной организации может быть приостановлена по решению Федерального казначейства, если требования по выплатам не исполняются на протяжении двухмесячного срока со дня уведомления о поступлении исполнительного документа. Источники:

  • Постановление Правительства РФ от 22 февраля 2001 г. № 143 «Об утверждении правил исполнения требований исполнительных листов и судебных приказов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета»
Читайте также:  Новые правила нахождения в странах Шенгена в июне 2023 года

Совет полезен? Как взыскать с бюджетной организации Не получили ответ на свой вопрос?Спросите нашего эксперта: Новые советы от КакПросто

  • Рекомендованная статья Как законно не платить за капремонт С каждым годом жить становится все сложнее – в перечень бесконечных плат за коммунальные услуги…

Как правильно подать исполнительный лист судебным приставам

Вынесенное судом решение, вступившее в законную силу, становится фактором отпуска заявителю исполнительного листа для передачи приставам и инициирования его делопроизводства. После проверки всех необходимых реквизитов в полученных документах, возбудитель часто пытается выяснить, как передать исполнительный лист судебным приставам.

Если дело связано с материальными проблемами, то без участия службы принудительного взыскания практически не обойтись.

Практика показала, что заявление в службу судебных приставов придется готовить в следующих ситуациях:

  • кредитные учреждения: при взыскании просроченных займов, штрафов и пеней или при обращении взыскания на залоговое имущество;
  • родитель, в одиночку воспитывающий ребенка, при неуплате алиментов второй половиной и судебном решении о выплате долга;
  • сотрудники предприятий всех форм собственности при неправомерном увольнении, уменьшении или невыплаты заработка,
  • льготники при неверном начислении пособий и компенсаций;
  • юридические лица, ИП в случае невыполнения материальных обязательств партнерами;
  • граждане при материальных разногласиях между ними, по делам о взыскании частных долгов.

Закон не обязывает выигравшее суд лицо обращаться к службе СП. Но ведь спорный вопрос и так оказался в судебном заседании, так стоит ли надеяться на добросовестность ответчика? Лучше воспользоваться отработанным правовым механизмом. Тем более, что судебная инстанция подает информацию в местное подразделение ФССП по исполнительным документам в пользу истцов.

Подача заявления по месту работы должника

Нередко взыскатели не знают, куда направить исполнительный лист для взыскания, если должник не имеет счетов в банке. Исполнительный лист подается по месту нахождения работы должника и дальше процесс обычно происходит по одной и той же схеме.

Постановление пристава попадёт к начальнику, который подписывает документ и отправляет его в бухгалтерию. Исполнением постановления пристава занимается бухгалтер.

Сам должник будет избавлен от обязанности выплачивать сумму долга. Максимальная сумма, которую удерживают из зарплаты должника – 50 процентов.

Но должник при желании сможет уменьшить сумму списания.

Точно также, как и пристав, сам взыскатель сможет предоставить исполнительный лист на работу должника. Обязательно отправить оригинал этого документа, в то время, как пристав для этих целей подает собственное постановление о взыскании суммы долга из заработной платы.

Должник также может сам написать заявление на имя начальника о взыскании из его заработной платы суммы, достаточной для частичного погашения долга.

В видео рассматривается особенности взыскания по исполнительному листу

Если должник увольняется с работы, где из его заработной платы высчитывалась часть денег для погашения долга, то бухгалтер производит все необходимые расчеты, сколько было удержано из зарплаты сотрудника. Бухгалтер должен заверить эту информацию номерами платёжных поручений.

При увольнении сотрудник получает на руки сопроводительное письмо, в котором содержится вся информация по удержанию денежных средств из его заработной платы. Это сопроводительное письмо передается в службу судебных приставов.

Если должник не устроится в ближайшее время на новое место работы, то его могут обвинить в уклонении от исполнения решения суда. Чтобы этого не произошло, необходимо после увольнения встать на учет на бирже труда.

Исполнительный лист является обязующим основанием к взысканию долга с ответчика. Должники часто игнорируют его существование, поэтому необходимо предъявление исполнительного листа в банк должника или в службу судебных приставов. Эти организации помогут взыскателю взыскать задолженность принудительно.

Порядок взыскания задолженности с бюджетного учреждения по решению суда

После этого у должника есть 30 рабочих дней, чтобы подготовить платежное поручение о возврате долга. Если у должника деньги есть, он обязан отправить в казначейство такое поручение. Если денег нет, он может вернуть долг частично. А что в это время делать вам? Заметьте: весь этот обмен документами между казначейством и должником происходит без вашего участия.

И только от вас зависит, будете ли вы пассивно ждать денег или возьмете ситуацию под свой контроль. Вы можете уведомить должника о том, что направили исполнительный лист в казначейство, затем запросить уже у казначейства, проинформировало ли оно должника о поступлении исполнительного листа. У казначейства также можно узнать, как отреагировал должник – готов ли он погасить долг, и в какой части.

Шаг 5. Казначейство ждет три месяца со дня, когда вы к ним обратились. Этот срок закон дает бюджетному учреждению на то, чтобы погасить долг.

Как взыскать с бюджетной организации

За это время должник может и должен запросить финансирование, чтобы рассчитаться с вами. На этом этапе целесообразно запросить у должника и казначейства информацию о том, какие меры были предприняты для того, чтобы вам вернули деньги. Если через три месяца должник не сможет оплатить долг, вам должны отправить уведомление об этом.

Внимание

Срок – 10 дней с того момента, как истечет трехмесячный срок для погашения долга. Шаг 6. Если вам не вернут долг, вы вправе забрать все документы из казначейства и обратиться в службу судебных приставов. Они будут взыскивать деньги в обычном порядке. Правда, на приставов надеяться не приходится – они исполняют всего 14% решений, принятых судами.

Поэтому лучше всего успеть решить все вопросы, связанные с возвратом долга, пока этим занимается казначейство. Практика показала, что это гораздо более эффективный исполнитель.

Читайте также:  Кто и как может уплатить налоги за организацию и ИП

Взыскание с бюджетного учреждения по исполнительному листу

Порядок действий судебных приставов-исполнителей при исполнении актов судебных органов, предусматривающих обращение взыскания по искам к казне Российской Федерации по денежным обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Статья 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации возлагает исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, на Министерство финансов Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации и финансовый орган муниципального образования соответственно.

Исполнительный лист на юридическое лицо — куда подавать, какие бумаги следует направлять дополнительно

Направить указанный документ для принудительного его исполнения можно в любой орган или организацию из числа тех, о которых мы писали выше (приставам, в банк и т. д.). Однако необходимо при этом понимать, что у юридических лиц нет работодателей, т. е. передать им документ для исполнения попросту невозможно.

В отношении же должников — юридических лиц наиболее часто применяется процедура взыскания долгов с их расчетного счета. Причем заявитель вправе самостоятельно обратиться в банковскую организацию, если ему известно о счете должника.

Предъявляются следующие бумаги:

  1. Исполнительный документ.
  2. Заявление, содержащее:
    • реквизиты банковского счета для зачисления;
    • реквизиты удостоверения личности заявителя;
    • Ф. И. О.;
    • ИНН;
    • документ о законном пребывании в России (для иностранных граждан и лиц без гражданства), если взыскателем выступает физическое лицо,
    • сведения о юрлице (наименование, ОГРН, место регистрации), если взыскатель — юридическое лицо.

Как взыскать долг с бюджетного учреждения?

Альтернативным способом ускорить возврат долга может стать обращение в суд за денежной компенсацией: компенсацией за длительное неисполнение решения суда, иск об индексации присужденных сумм долга, требование о взыскании процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами, о взыскании компенсации за каждый день неисполнения судебного акта. Если разобраться, процедура взыскания денег с бюджетных учреждений далеко не так сложна, как кажется. Главное – не пускать ситуацию на самотек и методично добиваться своего.
Как можно воздействовать на непорядочного неплательщика? Как управлять долгом и не расходовать свои силы на неэффективные действия? Узнайте в книге Ивана Рыкова «Кредиторы vs дебиторы. Антикризисное управление долгами».

Присуждение компенсации за длительное неисполнение судебного акта

В случае, если с должника-бюджетополучателя длительное время не взыскивается сумма долга, то суд может присудить взыскателю компенсацию за неисполнение судебного акта .

Верховный Суд РФ, в своем постановлении дал ряд важных разъяснений по поводу применении судами упомянутого закона.

Так, судам необходимо учитывать то, что отсутствие права на присуждение компенсации на основании Закона о компенсации, не лишает заинтересованное лицо права обратиться в суд с иском о возмещении вреда в соответствии со статьями 1069,1070 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также с иском о компенсации морального вреда на основании статьи 151 ГК РФ (пункт 2).

Что касается подведомственности рассмотрения подобной категории дел, то в судах общей юрисдикции рассматриваются вопросы присуждения компенсаций по длительному неисполнению судебных актов, выданных судами общей юрисдикции, в арбитражных судах – неисполнение судебных актов, выданных арбитражными судами.

Важно обратить внимание на срок подачи заявление о присуждении компенсации за нарушение права за длительное неисполнение судебного акта.

Такое заявление может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта (пункт 11 Постановления).

Иными словами, у должника-бюджетополучателя имеется три месяца на исполнение судебного акта. Лишь только по истечению плюс еще 6 месяцев (то есть через 9 месяцев с даты поступления судебного акта на исполнение), у заявителя появляется право обратиться в суд за компенсацией за длительное неисполнение судебного акта.

Таким образом, фактически, у должников-бюджетников есть всегда девятимесячная отсрочка исполнения судебного акта…

Размер компенсации определяется судом с учетом принципов разумности и справедливости.

Анализ, к примеру, судебных актов Арбитражного суда Северо-Западного округа, показал, что суды взыскивают от 2000 до 200 000 руб. в зависимости от конкретных обстоятельств дела .

Предъявление исполнительного листа по месту работы должника

В соответствии со ст. 9 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об исполнительном производстве» исполнительный лист о взыскании суммы не превышающей сто тысяч рублей, а также о взыскании периодических платежей может быть направлен в адрес юридического лица, которое выплачивает должнику заработную плату или в адрес любого другого лица, осуществляющего выплату должнику периодических денежных средств (зарплата, пенсия, стипендия и другие).

Для получения положительного результата при предъявлении исполнительного листа по месту работы должника требуется соблюдение определенной процедуры, а именно:

  • документы направляются (подаются) на точный юридический адрес организации;
  • к заявлению об исполнении решения суда прикладывается само решение, исполнительный документ, реквизиты банковского счета для перечисления задолженности, а также указывается фамилия, имя, отчество, паспортные данные гражданина либо наименование и ИНН юридического лица;
  • заявление должно иметь личную подпись и дату направления.

Данный способ является наиболее эффективным для взыскания с должника денежных средств, так как на сумму до половины его доходов работодателем регулярно будут производиться удержания в пользу взыскателя до полного погашения задолженности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *