Какая минимальная сумма считается взяткой в России?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какая минимальная сумма считается взяткой в России?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Сотрудникам госорганов в соответствии со смыслом ст.575 ГК России запрещается преподносить подарки стоимостью более 3 тыс. руб. Если цена превышает эту сумму, такое деяние может признаваться как коррупционное, за исключением случаев, когда подаренное передается в госструктуру, сотрудником которой он является.

Размер взятки как квалифицирующий признак коррупционного деяния

Какая сумма считается взяткой, оценивается по стоимости имущественных активов, переданных госслужащему в качестве взятки. Поэтому главным квалифицирующим признаком для определения тяжести преступного деяния и размера наказания за него является ее стоимость в денежном выражении. Взятки по своему размеру подразделяются:

  • взятка в размере от 25 до 150 тыс. руб. квалифицируется как значительная;
  • взятка в размере от 150 тыс. руб. до 1 млн. руб. квалифицируется как крупная;
  • взятка в размере более 1 млн. руб. квалифицируется как особо крупная.

Судебная практика показывает, что квалифицировать взятку проще всего в денежном выражении. Если денежным выражением является валюта, размер взятки устанавливается по курсу на день дачи взятки. Аналогично размер взятки рассчитывается, когда она давалась в ценных бумагах, в имущественном виде или оказании услуги. Размер взятки в этих случаях определяет эксперт.

Что делать, если вы столкнулись с коррупцией, и как законы борются с ней?

Вопросы
совершенствования борьбы с коррупцией находятся в сфере пристального внимания
Государственной Думы.

Работа в этом направлении из созыва в созыв растет:
если за прошлый созыв по линии Комитета по безопасности и противодействию коррупции было принято только 10 федеральных
законов в этой области, то за два с половиной года седьмого созыва 7 антикоррупционных законов
уже принято и столько же находятся на рассмотрении парламентариев.

Основные
положения антикоррупционного законодательства разъясняем вместе с Председателем
Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым.

Мне
предлагают дать взятку – что мне делать? Куда я могу обратиться? Как закон
защищает мои права?

Если вам предлагают дать взятку или,
тем более, у вас ее вымогают, необходимо обратиться на горячую линию Министерства внутренних дел или горячую линию Федеральной службы безопасности.

Именно МВД и ФСБ осуществляют оперативно-розыскную деятельность, направленную на выявление
преступлений коррупционной направленности.

В свою очередь, уголовные дела о получении или даче взятки подследственны Следственному комитету России.

Важно помнить, что закон всегда
на стороне того, кто отказывается от дачи взятки.

И если ее от гражданина вымогают, то коррупционер понесет еще более серьезное наказание. Вымогательство взятки
является отдельным отягчающим обстоятельством – за это может грозить до 12 лет
лишения свободы со штрафом до шестидесятикратной суммы взятки.

Ответственность
грозит только тому, кто взятку получил? Или того, кто ее дал, тоже накажут?

Да, дача взятки – точно такое же
нарушение закона, как и ее получение.

За дачу взятки должностному лицу
ст. 291 Уголовного кодекса РФ в том числе предусматривает от 2 до 15
лет лишения свободы (если взятка была в особо крупном размере – это более 1 млн
рублей), а также значительные штрафы.

Освобождение от уголовной ответственности
за дачу взятки возможно только в том случае, если гражданин активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления, либо в отношении него имело место
вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо если он сам
добровольно сообщил в правоохранительные органы о факте дачи взятки. Во всех
остальных случаях тот, кто дает взятку – точно такой же коррупционер.

А какие вообще наказания российский закон предусматривает для коррупционеров?

В России для лиц, совершающих коррупционные
преступления, предусмотрены жесткие наказания, вплоть до 15 лет лишения свободы.

При этом введена система дополнительных санкций,
таких, как штрафы, кратные сумме взятки или коммерческого подкупа, конфискации
имущества, лишения права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью. Штрафы могут достигать нескольких миллионов рублей
или быть, например, кратными всей – также многомиллионной — сумме взятки.

Кроме ст. 290 УК РФ (Получение взятки), отдельная ответственность предусмотрена за посредничество во взяточничестве –
до 12 лет лишения свободы, а также за обещание или предложение такого
посредничества. В последнем случае наказание может составить до 7 лет лишения
свободы.

И даже за мелкое взяточничество – до 10 тыс.
рублей – наказанием станет штраф в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительные
работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо
лишение свободы — до одного года.

И уголовной ответственности за получение взятки
можно избежать только одним способом – никогда взяток не брать.

Взятка – это только конверт с деньгами? А коробка конфет или бутылка шампанского может
считаться взяткой? Какие ограничения по подаркам предусмотрены законом?

Нет, по российскому уголовному
законодательству взятка – это не только деньги, но и любые ценности, ценные
бумаги, имущество – скажем, машина или квартира, или, как у классика, борзые
щенки, а также имущественные права и незаконное оказание услуг имущественного
характера.

Например, если должностное лицо оказало какую‑то протекцию главному
врачу платной, коммерческой клиники, а тот «отблагодарил» его бесплатным лечением – это и есть оказание услуг имущественного характера, а следовательно, – нарушение антикоррупционного
законодательства.

Государственным и муниципальным
служащим в связи с выполнением своих служебных обязанностей законом запрещено
получать подарки и вознаграждения – как деньги, так и, например, оплату поездок
или развлечений, или того же лечения.

Все подарки, полученные на протокольных,
официальных мероприятиях или в служебных командировках должны передаваться в соответствующие государственные и муниципальные органы.

Они признаются
государственной или муниципальной собственностью.

И даже подарки, которые, на первый
взгляд, кажутся кому‑то незначительными, но которые должностное лицо получает за действия
в интересах дающего, — это тоже коррупционное преступление. Об этом необходимо
помнить. Были случаи, когда за бутылку коньяка, которую сотрудник ФСИН получал
за право свидания родственника с заключенным, он привлекался к ответственности
за получение взятки.

Как
контролируются доходы государственных и муниципальных служащих? Что им грозит
за сокрытие информации?

По закону контролируются доходы и расходы, имущество граждан, замещающих государственные и муниципальные
должности, должности в правоохранительных органах и силовых структурах, а также, например, в Банке России, госкорпорациях и внебюджетных фондах. Подлежат
контролю сведения о доходах и имуществе их супругов и несовершеннолетних
детей.

За непредоставление такой информации
или сообщение заведомо ложных сведений о доходах и имуществе по закону
должностному лицу грозит увольнение. А доход и имущество (объекты недвижимости,
транспортные средства, акции, ценные бумаги, доли и паи), законность происхождения
которых должностное лицо не сможет доказать, могут быть обращены в доход государства.

Но в минувшем году мы
усовершенствовали ответственность за совершение коррупционных правонарушений, в частности, в доход государства теперь может быть обращено не только имущество,
законность приобретения которого должностное лицо не сможет доказать, но и денежная
сумма, эквивалентная его стоимости, если обращение самого имущества по каким‑то причинам невозможно.

Кроме того, состояние должностных лиц теперь
контролируют и после их увольнения или ухода с государственной службы. Контроль
за их доходами и расходами осуществляется прокуратурой.

Наконец, на минувшей неделе мы
приняли закон Президента РФ, который наделяет Генеральную прокуратуру полномочиями
по эффективному поиску зарубежных счетов должностных лиц – напомню, им запрещено их
иметь.

Комитет по безопасности и противодействию коррупции продолжает последовательную работу над
совершенствованием антикоррупционного законодательства.

Она носит уже скорее
точечный характер, потому что в нашей стране было сформировано современное,
устойчивое, а главное, эффективное законодательство и его правоприменение –
чему примером служат громкие антикоррупционные дела последних лет, когда к ответственности
привлекались должностные лица самого высокого ранга.

Но одним из важнейших вопросов
остается формирование антикоррупционного правосознания в обществе, четкого
понимания у каждого гражданина, что ни давать, ни брать взятки нельзя никогда и ни при каких условиях. И формироваться оно должно еще со школы.

Какие есть особенности рассмотрения уголовных дел по взяткам?

Прежде чем разбираться с тем, как защититься от уголовного преследования по вопросу взяточничества, нужно понимать, какие особенности есть у данных преступлений с точки зрения Уголовного кодекса, нюансов досудебного и судебного рассмотрения и других отличий. Вот основные особенности уголовных дел по взяткам:

  • привлечь к ответственности могут как взяткополучателя, так и взяткодателя – вопреки существующему стереотипу, что наказывают только того, кто взял взятку, на самом деле привлечь к уголовной ответственности могут обе стороны – есть статья за взятку и для взяткодателя, и для взяткополучателя. В Уголовном кодексе есть две отдельные статьи: ст. 290 касается получения неправомерной выгоды, ст. 291 – дачи такой выгоды. Более того, с некоторых пор привлечь к ответственности могут и посредников – в последнее время нередко неправомерная выгода передается не напрямую, а через помощников, чтобы снизить вероятность попасться правоохранителям при даче/получении взятки, потому были внесены изменения в Уголовный кодекс;
  • понятие «взятка» касается только должностных лиц – хотя коррупционные действия распространены как в государственном секторе, так и в частных компаниях, получение взятки может относиться исключительно к чиновникам, руководителям государственных предприятий, судьям, правоохранителям и т.д. В случае частных компаний речь идет о коммерческом подкупе, а не о взятке – за него также предусмотрена уголовная ответственность, но по другим статьям. Что касается взяткодателя, то он может быть кем угодно: частным лицом, представителем бизнеса, чиновником и т.д. – в этом плане ограничений в Уголовном кодексе нет;
  • не существует порога, с которого грозит уголовное преследование за взятку – в отличие от многих других экономических преступлений, в Уголовном кодексе не указан минимальный ущерб, с которого возможно открытие уголовного дела за дачу или получение взятки. Таким образом, размер взятки по уголовному делу может быть минимальным – несколько сотен или тысяч рублей уже могут привести к преследованию по статьям уголовного кодекса. Правда, за мелкие взятки наказание вряд ли будет серьезным – скорее всего, виновные отделаются небольшими штрафами, но при этом у них останется судимость, и при рецидиве строгость наказания серьезно возрастет;
  • на строгость санкций влияют отягчающие и смягчающие обстоятельства – в этом взяточничество не отличается от других правонарушений: если при совершении были отягчающие обстоятельства, наказание будет более строгим, смягчающие – более мягким. К отягчающим обстоятельствам относят совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, сопутствующие преступления, угрозы и шантаж при требовании взятки, аналогичные преступления в пролом. К смягчающим обстоятельствам относят совершение преступления впервые, раскаяние в совершенных действиях, компенсацию ущерба и т.д.;
  • взяткодатель и посредник могут законно избежать уголовного преследования –в случае, если у человека вымогают взятку, или он вынужден выступать в роли посредника при ее передаче из-за своих служебных обязанностей, угроз и т.д., и при этом информация о взятке была передана правоохранителям, и свидетельства этих лиц помогли раскрыть дело, они будут освобождены от уголовной ответственности – это прямо указано в соответствующий статьях Уголовного кодекса. Очевидно, что для взяткополучателя такой возможности нет.

Все эти особенности следует учитывать при построении защиты в случае, если вас или ваших близких обвиняют в даче или получении взятки.

Другой комментарий к Ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Обязательным признаком получения взятки является предмет преступления — взятка. Взятка имеет имущественную природу. Она может быть выражена в деньгах (рублях и иностранной валюте), ценных бумагах, ином имуществе (любые вещи), имущественных правах или услугах имущественного характера, т.е. оказываемых безвозмездно, но подлежащих оплате услугах (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры и т.п.) и оплачиваемых третьим лицом нелегальных услугах (например, в сфере сексуальных отношений). Услугой имущественного характера является также любое иное неэквивалентно возмещаемое действие, имеющее имущественную природу (занижение стоимости передаваемого имущества, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование кредитами).

Читайте также:  Что делать, если застройщик нарушает сроки сдачи дома

2. С объективной стороны преступление выражается в одном из следующих действий: а) принятие взятки самим лицом, отвечающим признакам субъекта преступления; б) принятие взятки его родными и близкими с его согласия или если оно не возражало против этого (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»); в) фактическое принятие взятки посредником (действия которого квалифицируются по ст. 291.1 УК РФ) с последующей передачей ее лицам, указанным ранее.

3. Взятка получается за определенное и конкретное действие (бездействие) по службе или за общее благоприятствование в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. В основном составе получения взятки такое поведение виновного может быть выражено в следующем:

а) совершение действий (бездействие), которые входят в служебные полномочия лица, т.е. прямо предусмотрены его компетенцией и формально — в отрыве от факта получения за них взятки — являются правомерными;

б) способствование в силу занимаемого должностного положения совершению действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия виновного, а входят в полномочия другого лица. В данном случае виновный, используя служебное положение в широком смысле этого слова, т.е. служебные связи, авторитет и значимость занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, добивается, чтобы желаемые для взяткодателя действия (бездействие) были совершены третьим лицом. Использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование служебного положения в широком смысле слова;

в) общее покровительство — это действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением иных действий;

г) попустительство по службе — это непринятие должностным лицом мер реагирования на упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, подчиненных по службе взяткополучателю (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6).

4. Действия (бездействие) лица, за которые получается взятка, находятся за рамками состава рассматриваемого преступления. Это значит, что для признания преступления оконченным фактического их совершения не требуется. Тем не менее обязательным признаком состава получения взятки является связь между ними и фактом получения взятки. Эта связь выражается в том, что взятка обусловлена совершением одного из указанных выше действий (бездействия). Обусловленность взятки означает, что она дается под условием, что лицом будут совершены действия (бездействие) по службе именно под влиянием факта получения взятки, и наоборот — что условием совершения действий (бездействия) является передача взятки или договоренность о таковой. Таким образом, взятка всегда является подкупом лица. Даже тогда, когда взятка получается уже после совершения указанных в законе действий или бездействия (так называемая взятка-вознаграждение), она должна быть обусловлена, т.е. совершению действий (бездействию) должна предшествовать договоренность о взятке.

5. Получение взятки является оконченным преступлением в момент получения хотя бы части обусловленной взятки.

6. Квалифицированным получением взятки (ч. 2) является ее получение в значительном размере (примечание 1 к ст. 290 УК РФ).

7. Особо квалифицированный состав наличествует в случае, если действия (бездействие), за которые она получается, являются незаконными (ч. 3). Взяткополучатель, совершивший в интересах взяткодателя или представляемых им лиц незаконные действия, образующие состав иного преступления, подлежит ответственности по совокупности преступлений — по ч. 3 ст. 290 УК РФ и соответствующей статье УК, предусматривающей ответственность за это преступление.

8. В ч. 4 ст. 290 УК РФ особо квалифицирующим признаком является ответственное служебное положение виновного — занятие им государственной должности РФ или субъекта федерации либо главы органа местного самоуправления. Соучастники такого преступления несут ответственность по ст. 33 и ч. 4 ст. 290 УК РФ.

9. В ч. 5 ст. 290 УК РФ предусмотрены также иные особо квалифицирующие признаки. Взятка считается полученной группой лиц по предварительному сговору, если в ее получении принимали участие несколько лиц, отвечающих признакам субъекта преступления, достигших об этом предварительного соглашения (п. «а» ч. 5). Для наличия рассматриваемого квалифицирующего признака требуется, чтобы на момент получения взятки предполагалось, что каждое такое лицо совершит в интересах взяткодателя или представляемых им лиц какое-либо действие (бездействие) с использованием своего служебного положения.

По смыслу закона организованная группа создается для многократного совершения должностных злоупотреблений. В организованную группу взяткополучателей помимо лиц, отвечающих признакам субъекта преступления, могут входить лица, не являющиеся таковыми; последние несут ответственность за получение взятки организованной группой со ссылкой на ст. 33 УК РФ.

10. Вымогательство взятки (п. «б» ч. 5) — это требование лица дать взятку под угрозой совершения действий (бездействия), которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина. Кроме того, вымогательство может быть выражено в завуалированной форме, когда виновный прямо не требует дать взятку, но умышленно ставит гражданина в условия, когда тот вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.

11. Крупный размер взятки (п. «в» ч. 5) определяется в примечании 1 к ст. 290 УК РФ.

12. В ч. 6 ст. 290 УК РФ речь идет о получении взятки в особо крупном размере (примечание 1 к ст. 290 УК РФ).

13. Следует отметить, что в случае, если фактически полученная взяткополучателем сумма не составляет значительного, крупного или особо крупного размера, однако установлено, что умыслом взяткополучателя охватывалось получение взятки именно в таком размере, то содеянное им следует квалифицировать не по ч. 1 ст. 290 УК, а по ч. 2, п. «в» ч. 5 или ч. 6 ст. 290 УК РФ соответственно (без ссылки на ст. 30 УК РФ).

14. Кроме российских должностных лиц ответственности за получение взятки подлежат также иностранные должностные лица и должностные лица публичной международной организации (примечание 2 к ст. 290 УК РФ).

Посредничество в получении имущественных ценностей взяточником

За посредничество во взяточничестве также предусматривается уголовная ответственность. Посредниками называют граждан, передающих имущественные ценности за оказание заранее оговоренной услуги. То есть они являются звеном, находящимся между лицом, дающим взятку и лицом ее получающим. Как показывает судебная практика, не менее 40% передаваемых взяток проходят по такой схеме.

Схема «лицо передающее взятку – лицо, являющееся посредником – чиновник, получающий взятку» имеет следующие признаки:

  • Знакомство, часто достаточно близкое, посредника как с тем, кто дает взятку, так и с тем, кто ее получает.
  • Не вступление взяткодателя в контакт с взяткополучателем. Причиной может стать недостаточно близкое знакомство между ними, чтобы попытаться решить вопрос получения взятки при личном контакте.
  • Во многих ситуациях в подобной схеме посредник также является выгодополучателем. Полученная посредником выгода может выражаться в виде части денег, которую получает чиновник; оказание заранее оговоренной услуги, которую окажет взяткодатель посреднику. Лицо, выступающее посредником, может присвоить часть суммы взятки, не поставив в известность ее давателя и получателя. Это обстоятельство никак не влияет на определение тяжести противоправного деяния посредника. Другим словами, наступление уголовной ответственности неминуемо, вне зависимости от того, что именно получит посредник – деньги, услугу или не получит никакой выгоды.
  • Уголовная ответственность за посреднические услуги в передаче взятки наступает по ст.291 УК России:

    • Взятка не попадает под квалификацию мелкое взяточничество, то есть больше 25 тыс. руб. Если взятка относится к категории мелкой, ответственность не наступает, однако посредник не освобождается от наказания за должностные противоправные деяния (например, подлог, растрата и т.п.).
    • Лицо, оказавшее посреднические услуги, совершало противоправное деяние по просьбе или приказу лица, давшего взятку или получившего ее, или по просьбе обеих сторон.
    • Когда собраны неопровержимые данные передачи взятки посредником. Если доказательную базу собрать не удалось, уголовная ответственность, регламентируемая ст.291 УК России, не наступает.
    • Лицо, пообещавшее передать взятку еще не успело это сделать, но проявило намерения стать посредником. В этом случае инициатива стать посредником может проявляться как лица, пообещавшего сыграть роль посредника, так и любого иного, являющего звеном коррупционной схемы.

    В уголовном делопроизводстве существует мнение, что обещание стать посредником в передаче взятки, не содержит состава преступления, которое появляется только после совершения преступного деяния, подтверждающего подобное намерение. Такими деяниями могут стать: встреча, на которой передавались имущественные ценности для вручения их взяткополучателю; аудиозапись разговора, в котором назначалась встреча и указывались материальные ценности, предназначенные к передаче и т.п.

    В случаях, когда лицо, согласившееся оказать посреднические услуги, забрало материальные ценности для передачи взяткополучателю, не намереваясь при этом их передать ему, преступления с признаками взяточничества нет, а есть противоправные деяния с признаками мошенничества.

    Ответственность за посредничество во взяточничестве:

    • Принудительная изоляция до четырех лет; выплата штрафных санкций в виде фиксированной суммы в 700 тыс. руб.; выплата штрафа от 20-ти до 40 кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей.
    • При оказании посреднических услуг в передаче имущественных ценностей взяточнику с использованием противоправных деяний или должности в госучреждении – принудительная изоляция на 3–7 лет; выплата штрафа в виде фиксированной суммы в 1 млн. рублей; выплата 20-ти до 50-ти кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей.
    • За участие в преступном образовании, когда стоимость полученных взяточником имущественных ценностей составляет более 150 тыс. руб. – принудительная изоляция на 5–10 лет; выплата штрафа в виде фиксированной суммы 1–2 млн. руб.; выплата от 50-ти до 70-ти кратного размера стоимости полученных взяточником имущественных ценностей.
    • Когда стоимость полученных взяточником имущественных ценностей составляет более 1-го млн. руб. – принудительная изоляция на 7–12 лет; выплата фиксированной суммы 1,5–3 млн. руб.; выплата штрафа от 60-ти до 80-ти кратного размера стоимости полученных взяточником имущественных ценностей.
    • Когда посредник сам предложил свои услуги взяткополучателю или взяткодателю – принудительная изоляция не более 7-летнего срока; выплата фиксированной суммы не более 3 млн. руб.; выплата штрафа до 70-ти кратного размера стоимости полученных взяточником имущественных ценностей.

    Во всех указанных выше случаях в судебном решении может быть вынесено дополнительное постановление о запрещении назначения осужденного на должность в госучреждении или заниматься определенным видами деятельности на 3–7 лет.

    Дача взятки как преступное деяние

    Дача взятки, как и ее принятие, также определяется в качестве преступления. Она касается передачи имущества или денег не только российским должностным лицам, но и иностранным представителям. Учитывается и передача средств чиновнику из международной организации публичного характера.

    Ответственность для взяткодателя наступает без учета способа передачи имущества. Это может быть не обязательно личный контакт, но и поиск посредника для исполнения договоренностей.

    Если преступление совершается в простой форме без участия группы лиц и в сумме до 10 тысяч рублей, наказание устанавливается в виде штрафа. Придется заплатить от 15 до 30 размеров взятки. При отягчающих обстоятельствах возможно лишение свободы до 2 лет с одновременной выплатой штрафа в 10-кратном размере. Следователь на основе неоспоримых доказательств должен установить виновность взяткодателя.

    Кто несет уголовную ответственность

    Согласно п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда от 09.07.2013 № 24 дача взятки считается оконченным преступлением и получение взятки считается оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ему ценностей (например, с момента передачи денег в наличной форме или зачисления их на банковский счёт). При этом не имеет значения, получило ли должностное лицо реальную возможность пользоваться (распоряжаться) полученными ценностями.

    Уголовную ответственность за взяточничество несут:

    • взяточники (получатели взяток);
    • взяткодатели;
    • посредники во взяточничестве.

    Наказание для взяточников устанавливают статьи за взятку 290 и 291.2 УК РФ.

    Читайте также:  Куда горожане могут направить жалобы по уборке Смоленска

    Преступление

    Наказание за получение взятки

    Основание

    Получение мелкой взятки

    Штраф до 200 тыс руб или в размере дохода за период до 3-х мес, либо исправительные работы до 1-го года, либо ограничение свободы до 2-х лет, либо лишение свободы до 1-го года

    Ч. 1 ст. 291.2

    Получение мелкой взятки лицом, имеющим судимость по ст. 290, 291 или 291.1 УК РФ

    Штраф до 1 млн руб или в размере дохода за период до 1-го года, либо исправительные работы до 3-х лет, либо ограничение свободы до 4-х лет, либо лишение свободы до 3-х лет

    Ч. 2 ст. 291.2

    Получение «обычной» взятки за действия (бездействие), которые должностное лицо обязано исполнять в рамках служебных полномочий

    Штраф до 1 млн руб, или в размере дохода за период до 2-х лет, или в размере от 10-кратной до 15-кратной суммы взятки, либо исправительные работы от 1-го года до 2-х лет, либо принудительные работы до 5-ти лет, либо лишение свободы до 3-х лет со штрафом в размере от 10-кратной до 12-кратной суммы взятки или без такового

    Ч. 1 ст. 290

    Получение взятки в значительном размере

    Штраф от 200 тыс до 1 млн 500 тыс руб, или в размере дохода за период от 6-ти мес до 2-х лет, или в размере от 30-кратной до 60-кратной суммы взятки, либо лишение свободы до 6-ти лет со штрафом до 30-кратной суммы взятки или без такового

    Ч. 2 ст. 290

    Получение взятки за незаконное действие (бездействие)

    Штраф от 500 тыс до 2 млн руб, или в размере дохода за период от 6-ти мес до 2-х лет, или в размере от 40-кратной до 70-кратной суммы взятки, либо лишение свободы от 3-х до 8-ми лет со штрафом в размере до 40-кратной суммы взятки или без такового

    Ч. 3 ст. 290

    Получение взятки по ч. 1-3 ст. 290 лицом, замещающим гос. должность, главой местного органа власти

    Штраф от 1 млн до 3 млн руб, или в размере дохода за период от 1-го года до 3-х лет, или в размере от 60-кратной до 80-кратной суммы взятки, либо лишение свободы от 5-ти до 10-ти лет со штрафом до 50-кратной суммы взятки или без такового

    Ч. 4 ст. 290

    Получение взятки по ч. 1, 3, 4 ст. 290 группой лиц, с вымогательством, в крупном размере

    Штраф от 2 млн до 4 млн руб, или в размере дохода за период от 2-х до 4-х лет, или в размере от 70-кратной до 90-кратной суммы взятки, либо лишение свободы от 7-ми до 12-ти лет со штрафом до 60-кратной суммы взятки или без такового

    Ч. 5 ст. 290

    Получение взятки по ч. 1, 3, 4 ст. 290 группой лиц, с вымогательством, в особо крупном размере

    Штраф от 3 млн до 5 млн руб, или в размере дохода за период от 3-х до 5-ти лет, или в размере от 80-кратной до 100-кратной суммы взятки, либо лишение свободы от 8-ми до 15-ти лет со штрафом до 70-кратной суммы взятки или без такового

    Ч. 6 ст. 290

    Проверки по сообщениям о фактах получения взяток и их расследование относятся к компетенции следователей Следственного комитета РФ.

    По общим правилам территориальной подследственности они проводятся по месту совершения преступного деяния, то есть тем отделом СК, на территории обслуживания которого получена взятка.

    Сбор, оценка и оформление доказательств совершения преступления происходят по правилам, установленным УПК РФ только уполномоченными сотрудниками правоохранительных органов. Доказательствами могут выступать любые сведения, анализ которых позволит прийти к заключению о том было ли преступление. Их перечень указан в ст. 74 УПК РФ.

    Специфическим доказательством именно для уголовных дел о фактах получения взяток и др. являются результаты оперативно-розыскной деятельности, реализуемой по требованиям законодательства, оформленные соответствующим образом. Это одно из важнейших доказательств совершения этих преступлений. Обусловлено это сложностью доказывания факта передачи, получения ценностей, обстоятельств, в которых это происходило.

    С какой суммы ущерба наступает уголовная ответственность?

    Законом от 03.07.2016 № 324-ФЗ УК РФ дополнен ст. 291.2, предусматривающей ответственность за получение или дачу взятки в размере или стоимостью до 10 000 руб. До вступления нормы в силу, то есть до 15.07.2016, такие действия при отсутствии других квалифицирующих признаков подпадали под первые части ст. 290 и 291 соответственно.

    Обратите внимание! Анализ всех 3 норм показывает, что выделение мелкого взяточничества в отдельный состав есть не что иное, как гуманизация уголовного закона. В частности, в отличие от ст. 290 и 291, санкция ст. 291.2 УК РФ не предусматривает в качестве дополнительного наказания штраф, кратный сумме взятки.

    Кроме того, существенно отличаются в этих статьях и размеры штрафов, установленных в качестве основного наказания:

    • ч. 1 ст. 290 УК РФ — до 1 000 000 руб.;
    • ч. 1 ст. 291 УК РФ — до 500 000 руб.;
    • ч. 1 ст. 291.2 УК РФ — до 200 000 руб.

    Учитывая, что санкции основных составов ст. 290 и 291 УК РФ в связи с введением самостоятельной ответственности за мелкую взятку не корректировались, очевидно, что с июля 2016 года положение лиц, совершающих это преступление, значительно улучшено.

    1. Объект: общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование государственного аппарата.
    2. Объективная сторона: получение или дача взятки (лично либо через посредника) в размере, не превышающем 10 тысяч рублей. Законодательно минимальный порог взятки не определен: в судебной практике встречаются случаи, когда гражданин привлекался к уголовной ответственности за взятку в 1000 и даже 400 рублей. Однако каждый случай индивидуален: если размер вознаграждения совсем небольшой, уголовное дело может быть не открыто вовсе в силу малозначительности деяния (ч.2 ст.14 УК РФ).
    3. Субъект: при даче взятки это вменяемое физлицо, достигшее возраста 16 лет. При получении взятки субъект – должностное лицо (в том числе иностранное), а также должностное лицо публичной международной организации.
    4. Субъективная сторона: прямой умысел.

    Статья 291.2 УК РФ содержит и часть 2. Уголовная ответственность за мелкое взяточничество усиливается, если ранее лицо было судимо за получение взятки (ст.290 УК РФ), дачу взятки (ст.291 УК РФ), или посредничество во взяточничестве (ст.291.1 УК РФ).

    Гражданин может быть освобожден от уголовной ответственности за мелкое взяточничество, если он:

    • активно помогал следствию в раскрытии и расследовании данного деяния,
    • вынужден был дать взятку под давлением со стороны должностного лица,
    • или по своей воле сообщил в правоохранительные органы о факте дачи взятки.

    Наказания за мелкое взяточничество по ч.1 ст.291.2 УК РФ альтернативные:

    • до 200 тысяч рублей штрафа (или в размере доходов виновного субъекта за период до 3 месяцев);
    • до 1 года исправработ;
    • до 2 лет ограничения свободы;
    • до 1 года лишения свободы.

    Наказание усиливается, если ранее лицо уже совершало преступления коррупционной направленности:

    • до 1 млн рублей штрафа (или в размере доходов виновного субъекта за период до 3 месяцев);
    • до 3 лет исправработ;
    • до 4 лет ограничения свободы;
    • помещение в колонию на срок до 3 лет.

    По данным Судебного департамента при ВС РФ, в подавляющем большинстве случаев в качестве наказания гражданам назначается штраф (почти 2 тысячи приговоров). Второе по «популярности» наказание – исправительные работы (143 осужденных).

    Рассмотрим несколько реальных дел по ст.291.2 УК РФ.

    В ноябре 2017 года командир взвода специализированной роты ДПС ГИБДД получил от иностранного гражданина взятку в размере 7 тысяч рублей. За это сотрудник полиции не стал составлять протокол об административном правонарушении.

    1. С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в действии — передаче должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника предмета взятки: 1) за совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица; 2) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом; 3) общее покровительство по службе; 4) общее попустительство по службе.

    Указанные варианты поведения должностного лица были описаны при рассмотрении состава получения взятки (см. комментарий к ст.

    290).

    Если должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, предлагает подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку должностному лицу, то такое лицо несет ответственность по комментируемой статье как исполнитель преступления, а лицо, непосредственно передавшее взятку, несет ответственность за посредничество во взяточничестве по ст. 291.1 УК.

    От посредничества в даче взятки следует отличать так называемое мнимое посредничество, когда лицо получает от кого-либо материальные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого делать, присваивает их себе. Содеянное в таких случаях следует квалифицировать как мошенничество.

    Действия владельца материальных ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу взятки (ч. 3 ст.

    30 и ст. 291 УК).

    Если же такой «мнимый посредник» еще и склоняет лицо к даче взятки, порождая в нем умысел к совершению преступления, содеянное дополнительно квалифицируется как подстрекательство к покушению на дачу взятки (ч. 4 ст.

    33, ч. 3 ст.

    30 и ст. 291 УК).

    При этом не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку.

    2. Состав дачи взятки является формальным.

    Преступление окончено с момента принятия должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации (либо с согласия указанных субъектов — их родными и близкими) хотя бы части передаваемых ценностей. В случае, когда должностное лицо отказалось принять взятку, в действиях взяткодателя присутствует состав покушения на дачу взятки (ч.

    3 ст. 30 и ст.

    291 УК). Вместе с тем не может быть квалифицировано как покушение на дачу взятки одно лишь высказанное лицом намерение дать взятку, если никаких конкретных действий для реализации этого намерения не предпринималось.

    Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать предмет взятки, содеянное ими следует квалифицировать как покушение на дачу взятки.

    Ответственность за дачу взятки не исключает одновременного привлечения к уголовной ответственности за действия, образующие самостоятельное преступление. В таких случаях содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений.

    Начиная с лета 2016 года в уголовном законодательстве появился новый юридический термин – мелкое взяточничество. Законодатель определил, что мелкой взяткой будет считаться взятка суммой до 10 тысяч рублей.

    Теперь взяткополучатели, которые получали коррупционные выплаты в размере до 10 тысяч рублей, будут нести наказание по отдельной статье, а не по общей уголовно-правовой норме за получение взятки. Мелкое взяточничество считается преступлением небольшой тяжести.

    За новый состав преступления уголовный суд может применить следующие виды санкций:

    1. Штраф размером до 3-месячной зарплаты или реальных доходов лица за указанный период;
    2. Ограничение свободы до 2-летнего срока;
    3. Исправительные работы до 12 месяцев;
    4. Лишение свободы до 12 месяцев.

    Отечественный законодатель предусмотрел также вторую часть статьи 291.2 УК РФ. Под регламентацию данной статьи подпадают действия лиц, совершивших раньше другие коррупционные преступления по статьям 290 и 291 УК, и имеющих не снятый или неоконченный срок судимости.

    Соответственно санкции за такие деяния ужесточены: размер штрафа увеличен до 1 миллиона рублей, срок лишения свободы и исправительных работ – до 3 лет, а ограничение свободы увеличено до 4 лет.

    07 июня 2021 / / / Какая сумма является взяткой, существует ли законодательный минимум — этот вопрос приобрел особую актуальность в связи с относительно недавним введением самостоятельной уголовной ответственности за мелкое взяточничество. В настоящей статье дан ответ на него, а также рассмотрены виды размеров взяток и их пределы.

    Попытка передачи имущественных активов лицу, занимающему госдолжность, квалифицируется как его подкуп и в подобной ситуации чиновник может, или получить эти активы, или отказаться от них. Если госслужащий соглашается принять их, его действия в соответствии со ст.290 УК России квалифицируются, как взяткополучательство, а действия лица, дающего взятку или оказывающего посредничество во взяточничестве, согласно ст.291 УК России квалифицируются, как взяткодательство.

    Читайте также:  12 важных вопросов про налоговый вычет на покупку квартиры

    В случаях, когда чиновник, занимающий госдолжность, отказывается от получения имущественных активов, действия лица, предлагающего имущественные активы, квалифицируются как покушение на взяточничество.

    В существующей на сегодня судебной практике одновременное делопроизводство в отношении взяткодателя и взяткополучателя встречаются нечасто. Это связано со сложностью установления сговора между взяткодателем и взяткополучателем, так как один из них заявляет на другого в органы правопорядка и соответственно освобождается от ответственности.

    Если в описываемой ситуации судебный пристав принял сделанное предложение, то такое противоправное действие осталось бы нераскрытым, так как договорившиеся стороны сохраняли в тайне эту незаконную сделку.

    Следует отметить, что в соответствии с госполитикой по борьбе с коррупционными деяниями, в учреждениях всех уровней проводят занятия и семинары, на которых рассказывается, как правильно вести себя чиновникам в ситуациях, связанных с взяточничеством. Кроме того, существуют на регулярной основе специальные комиссии, решающие проблемы конфликтов интересов, дающие консультации по проблемам доходов и расходов, проводящие служебные проверки по действиям, имеющим признаки коррупции.

    Ответственность за взяточничество лица, занимающего госдолжность, регламентируется ст.291 УК России:

  • за мелкое взяточничество при получении материальных ценностей стоимостью не более 25 тыс. руб. наказывается исправительным трудом на срок не более чем 2 года; выплата штрафа от 5 до 30 кратного размера взятки или фиксированного штрафа в размере не более 50 тыс. руб.;
  • за взяточничество, квалифицируемое как значительное при размере взятки от 25 тыс. руб. до 150 тыс. руб. – принудительная изоляция не более чем 5 лет; исправительным трудом не более чем на 2 года, выплата штрафных санкций от 10-ти до 40 кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей или выплата фиксируемой суммы до 1 млн. руб.;
  • за совершение противоправных деяний при получении материальных ценностей взяточником – принудительная изоляция не более чем на 8 лет; выплата штрафных санкций от 30-ти до 60-ти кратного размеру стоимости полученных взяточником материальных ценностей или выплата фиксируемой суммы до 1,5 млн. руб.;
  • за участие в преступном сообществе, требование передачи имущественных ценностей, получение материальных ценностей взяточником, квалифицируемой, как крупная (от 150 тыс. руб. до 1 млн. руб.) – принудительная изоляция в пределах 7–12 лет; выплата фиксированных штрафных санкций в пределах не более 3 млн. руб.; выплата штрафных санкций от 60-ти до 80-ти кратного размера полученных взяточником материальных ценностей;
  • за получение взяточником материальных ценностей, квалифицируемой как в особо крупном размере (более 1 млн. руб.) – принудительная изоляция от 8 до 15 лет; выплата штрафных санкций от 70-ти до 90 кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей или фиксированный штраф в размере от 2 млн. руб. до 4 млн. руб.
  • За посредничество во взяточничестве также предусматривается уголовная ответственность. Посредниками называют граждан, передающих имущественные ценности за оказание заранее оговоренной услуги. То есть они являются звеном, находящимся между лицом, дающим взятку и лицом ее получающим. Как показывает судебная практика, не менее 40% передаваемых взяток проходят по такой схеме.

    Схема «лицо передающее взятку – лицо, являющееся посредником – чиновник, получающий взятку» имеет следующие признаки:

    • Знакомство, часто достаточно близкое, посредника как с тем, кто дает взятку, так и с тем, кто ее получает.
    • Не вступление взяткодателя в контакт с взяткополучателем. Причиной может стать недостаточно близкое знакомство между ними, чтобы попытаться решить вопрос получения взятки при личном контакте.
    • Во многих ситуациях в подобной схеме посредник также является выгодополучателем. Полученная посредником выгода может выражаться в виде части денег, которую получает чиновник; оказание заранее оговоренной услуги, которую окажет взяткодатель посреднику. Лицо, выступающее посредником, может присвоить часть суммы взятки, не поставив в известность ее давателя и получателя. Это обстоятельство никак не влияет на определение тяжести противоправного деяния посредника. Другим словами, наступление уголовной ответственности неминуемо, вне зависимости от того, что именно получит посредник – деньги, услугу или не получит никакой выгоды.

    . Как избежать наказания и обвинения?

    ○ Часть 10. Видео : 45 миллионов / Чиновник требует взятку / Оборотни в погонах / Взятки в школе Тема данного материала – взяточничество, во всех его формах и проявлениях, как избежать ложного обвинения?

    ○ Что считается взяткой, понятие взятки.

    Совершаемое за это вознаграждение действие или бездействие обязательно должно входить в служебную компетенцию должностного лица, а также может заключаться в покровительства или попустительства по службе, а также в оказании помощи при решении иных вопросов, не входящих в компетенцию взяткополучателя, но на принятие решений по которым он может повлиять. Наказание по УК РФ напрямую зависит от размера взятки и ряда обстоятельств, например, являлась ли взятка платой за незаконные действия или же была некой «благодарностью» за исполнение своих обязанностей должностным лицом.

    К примеру, есть статья 7.27.1 КоАП «Мелкое хищение» и статья 158 УК «Кража».

    Есть ст. 7.27.1

    «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием»

    , а есть статья 159 «Мошенничество».

    Ключевым отграничением столь «похожих» между собой составов является сумма ущерба для возбуждения уголовного дела. В 2021 году в УК были внесены изменения, поэтому будьте внимательными! С какой суммы ущерба наступает уголовная ответственность в 2021 году?

    Общие правила по преступлениям против собственности Перечисление сумм и определений понятий «крупный ущерб», «значительный ущерб», «особо крупный» находятся в разделе VIII «Преступления в сфере экономики», но именно — в гл. 21 «Преступления против собственности» УК РФ.

    Предоставление определенной суммы средств за какое-либо действие, является правонарушением. Такое преступление регулируется положениями ст. 290 и 291 УК. Это экономическое правонарушение считается достаточно серьезным, так как является причиной высокого уровня коррупции в стране. За счет таких действия чиновники и должностные лица разных организаций злоупотребляют своими полномочиями. Обычно взятки предлагаются людям, занимающим высокие посты в какой-либо фирме или государственном учреждении.

    Взятка должностному лицу является серьезным преступлением. За полученные деньги взяткополучатель может совершить разные действия. К ним относится:

    • предоставление помощи при необходимости решить какую-либо сложную задачу;
    • быстрое продвижение по карьерной лестнице;
    • предоставление возможности превышать полномочия;
    • избавление от ответственности за превышение должностных полномочий;
    • оказание иной помощи.

    При выявлении такого преступления нарушитель привлекается к ответственности. При выявлении действительно серьезных последствий такого нарушения может применяться лишение свободы на срок до 15 лет.

    По УК РФ взятка может быть представлена в следующих видах:

    • явная взятка предполагает, что ценность или деньги передаются другому лицу непосредственно после достижения договоренности или заключения устного соглашения;
    • завуалированная взятка обычно не выражается в непосредственной передаче предмета или денежных средств, поэтому может просто снижаться ставка процента или продаваться товары с существенной скидкой.

    Наиболее сложной в выявлении считается завуалированная взятка. С ее помощью легко маскируются преступные действия. Благодаря ей преступники довольно успешно скрывают факт передачи денег или разных ценностей.

    Взятка-подкуп заключается в том, что деньги передаются должностному лицу до непосредственного совершения им какого-либо действия. Взятка-вознаграждение выдается только после того, как получатель ценностей выполнит заранее оговоренные действия.

    Размер взятки за которую наступает уголовная ответственность

    По нормам Уголовного кодекса, под взяткой понимается получение должностным лицом любых государственных или муниципальных органов (взяткополучатель) вознаграждения в виде денежных средств, ценностей, материальных благ или же оказания услуг, за совершение оговорённых действий или же отказ от их совершения (бездействие) в пользу лица, предоставляющего это вознаграждение (взяткодатель).

    Совершаемое за это вознаграждение действие или бездействие обязательно должно входить в служебную компетенцию должностного лица, а также может заключаться в покровительства или попустительства по службе, а также в оказании помощи при решении иных вопросов, не входящих в компетенцию взяткополучателя, но на принятие решений по которым он может повлиять.

    Наказание по УК РФ напрямую зависит от размера взятки и ряда обстоятельств, например, являлась ли взятка платой за незаконные действия или же была некой «благодарностью» за исполнение своих обязанностей должностным лицом.

    Различают взятки и по их сумме, что имеет особое значение для квалификации преступления. Размер взятки определяется в рублях не только в случае, когда она дана или получена в виде наличных денег или платежей на счет, но и при передаче взяткополучателю ценных бумаг, материальных ценностей или оказании услуг.

    В УК РФ (примечание к ст. 290, действующее и для прочих «коррупционных» статей) различают:

    • Взятки в значительном размере, т.е. превышающие 25 тыс. рублей.
    • Взятки в крупном размере, т.е. более 150 тыс. рублей.
    • Взятки в особо крупном размере, т.е. превышающие 1 млн. рублей.

    Вопреки распространенному заблуждению в спорах о том, какая сумма является взяткой, в законодательстве отсутствует минимальный размер взятки – по сути, взяткой может быть признана любая сумма, если взятка дана в виде денежных средств. Следствие или суд вправе прекратить уголовное преследование в виду малозначительности, когда взятка, к примеру, не превышает 500 рублей, но в практике такие случаи крайне редки.

    Дача взятки должностным лицам (включая иностранных должн. лиц) запрещена Уголовным кодексом РФ и ответственность за данное деяние прописана в ст. 291 УК РФ. При этом ответственность наступает вне зависимости от способа передачи взятки – это может быть как личный контакт с взяткополучателем, так и передача незаконного вознаграждения через третьих лиц (посредников).

    Можно ли избежать наказания?

    Взяточник, который активно помогает в раскрытии злодеяния, может быть избавлен от уголовной ответственности. Освобождение от ответственности для взяточника возможно также, если должностное лицо в случае вымогательства взятки добровольно обратилось в органы правопорядка с целью возбуждения уголовного дела.

    Поддержка и совет адвоката, знающего толк в подобных делах, являются крайне необходимыми мерами в борьбе с чиновническим аппаратом, с его установившимся порядком покрывания «своих». Колоссальные штрафные санкции, лишение свободы призваны уменьшить коррупцию среди госслужащих и иных лиц. Однако, необходимо помнить, что наказывают две стороны – взяткодателя и взяткополучателя.

    У вас вымогают взятку либо не желают решать какие-либо вопросы без определенной суммы денег или иных ценностей? Перед тем, как совершить преступление и «подарить» деньги, проконсультируйтесь с адвокатом по уголовному делу. Он, как объяснит нюансы наказания за взятку и поможет решить интересующий вас вопрос должным образом.

    Уголовные дела о даче взяток по ст. 291 УК РФ подследственны следователям Следственного комитета РФ. Ими проводятся по этим фактам проверки и имеют полномочия возбуждать по ним уголовные дела.

    Часто первоначально о факте дачи взятки или похожих деяний становится известно сотрудникам полиции. Они проводят первоначальные проверочные и иные мероприятия по установлению и закреплению обстоятельств происшедшего, свидетелей, очевидцев. А затем, в случае, если усматриваются признаки состава рассматриваемого деяния, принимают решение о передаче сообщения и собранного материала проверки в территориальное подразделение СК РФ.

    Следователи СК анализируют полученные данные, проводят дополнительные мероприятия, после чего принимают процессуальное решение по итогам проверки:

    1. Возбуждают и расследуют дело при наличии состава преступления.
    2. Отказывают в возбуждении при его отсутствии.

    Вам помогла статья?

    Для привлечения к ответу за дачу взятки по УК необходимо наличие состава этого преступления, который включает 4 неотъемлемые части:

    1. Субъект – тот, кто может привлекаться за это деяние ответственности по УК. Взяткодатель должен быть вменяем, его возраст – старше 16 лет.
    2. Объект – то, чему наносит вред преступление. Здесь это отношения в обществе, обеспечивающие нормальную, в рамках закона деятельность органов власти. Деяние подрывает установленный порядок осуществления полномочий сотрудников этих органов.
    3. Субъективная сторона – прямой умысел. Человек должен осознавать, что передача им вознаграждения не законна, понимает, какие в результате его действий будут последствия и желает их наступления.
    4. Объективная сторона – конкретные действия, образующие преступное деяние, для ст. 291 это:
        непосредственная передача незаконного вознаграждения взяткополучателю взяткодателем;
    5. передача взятки с помощью посредника – уполномоченного взяткодателем лица;
    6. передача по указанию должностного лица другим лицам, а не ему лично.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *