Процедура рассмотрения дел мировыми судьями

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Процедура рассмотрения дел мировыми судьями». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Административные дела рассматриваются в суде по нормам КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ. На заседании присутствует судья и правонарушитель. Участие секретаря судебного заседания и ведение протокола заседания законом предусмотрено. Если дело рассматривает другой уполномоченный орган, а не суд, процесс проходит аналогично. Должностное лицо рассматривает ситуацию.

Сколько длится судебное заседание по административному делу?

Ответить на вопрос, сколько длится судебное заседание по административному делу, невозможно, поскольку заседание может длиться 5 минут, а может и несколько часов.

Длительность рассмотрения административного дела зависит от состава правонарушения, от того признает ли лицо свою вину или нет, от пояснений лица по вопросу привлечения его к ответственности, от количества доказательств по делу, от заявляемых ходатайств и т.п. Также на длительность судебного заседания будет влиять время нахождения судьи в совещательной комнате.

Например, когда мировыми судьями рассматриваются аналогичные административные дела, тогда у них уже имеется выработанная практика по принятию решений по таким делам и судебные акты выносятся однотипные, меняется только ФИО правонарушителя, поэтому рассмотрение дела происходит в течение 5 минут. Если же на рассмотрение поступило дело по какому-то новому для судьи составу правонарушения, тогда потребуется немного больше времени, поскольку необходимо будет не только разобраться в деле, но и напечатать судебный акт, скажем так, не по типовой форме.

Комментарий к ст. 29.7 КоАП

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении представляет собой определенную последовательность процессуальных действий, направленную на защиту прав и законных интересов лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, и установление объективной истины. Прежде чем перейти к рассмотрению дела по существу, субъект, уполномоченный рассматривать дело, должен установить наличие всех условий, необходимых для рассмотрения дела об административном правонарушении.

Субъект, уполномоченный рассматривать дело, объявляет, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению и каковы правовые основания привлечения к административной ответственности.

Далее необходимо установить факт явки лиц, участвующих в рассмотрении дела. Факт присутствия лиц подтверждается удостоверением личности, служебным удостоверением, доверенностью либо иными документами.

Важно установить наличие полномочий законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя. Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законом. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Полномочия защитника или представителя удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, либо доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

Важным условием рассмотрения дела по существу является наличие участников производства по делу об административном правонарушении. В случае их отсутствия необходимо принять решение либо о рассмотрении дела, либо об отложении рассмотрения дела. Решение о рассмотрении дела в отсутствие некоторых участников производства по делам об административном правонарушении (лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законных представителей физического и юридического лица) возможно лишь в том случае, если имеются данные о надлежащем извещении данных лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от этих участников не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности и рассматриваются заявленные отводы и ходатайства.

По итогам проверки наличия условий, необходимых для рассмотрения дела, могут быть вынесены определения трех видов: об отложении рассмотрения дела; о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела; о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.

Основанием вынесения определения об отложении рассмотрения дела может быть: поступление заявления о самоотводе или отводе лица, рассматривающего дело; отвод специалиста, эксперта или переводчика; необходимость явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов, назначения экспертизы.

В том случае, если все условия, необходимые для рассмотрения дела по существу, соблюдены, необходимо огласить протокол об административном правонарушении и иные материалы дела. Затем заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания иных участников рассмотрения дела. Именно на данной стадии устанавливается факт противоправности совершенного деяния, виновности субъектов, привлекаемых к административной ответственности, наличие отягчающих или смягчающих обстоятельств.

Принятие и объявление решения суда

Решение суда выносится только в совещательной комнате, в которую суд удаляется после судебных прений. Удаление в совещательную комнату должно быть немедленным, прерывать судебное заседание непосредственно перед этим процессуальным действием нельзя.

Обсуждение вопросов в совещательной комнате проходит с соблюдением требований ст. 30 КАС. Председательствующий хотя и руководит ходом обсуждения, никакими преимуществами в правах с другими судьями не обладает. Все обсуждаемые в совещательной комнате вопросы решаются судьями по большинству голосов, при этом никто из них не вправе воздержаться от голосования. Председательствующий подает свой голос последним — так гарантируется полнота свободы выражения воли всех судей.

Читайте также:  Статья 11.1. Присяга лица, приобретающего гражданство Российской Федерации

В ходе совещания суд решает, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие не установлены; какой закон должен быть применен в данном случае; подлежит ли иск удовлетворению (полному или частичному), т.е. формулирует выводы по всем вопросам, решение которых необходимо.

Одной из самых важных гарантий конституционного принципа независимости судей и подчинения их только закону служит закрепленное в ч. 3 ст. 175 КАС правило относительно тайны совещания, заключающееся в том, что в совещательной комнате могут находиться только судьи, участвующие в рассмотрении дела, и что они не вправе как-либо разглашать суждения, которые имели место во время совещания.

Поскольку в совещательной комнате никто, кроме судей, присутствовать не может, постановляемое там решение излагается одним из них в письменной форме. Такая формулировка не дает повода к истолкованию ее в том смысле, что текст решения обязательно должен быть рукописным. В современных условиях отказ от использования судьей в совещательной комнате технических средств со всех точек зрения нецелесообразен. Судья, не согласный с решением, все же обязан подписать его, но может изложить в письменном виде свое особое мнение (ч. 4 ст. 175 КАС).

Решение выносится сразу же после разбирательства дела. Признав во время совещания необходимым выяснить новые обстоятельства, имеющие значение для дела, суд выносит определение о возобновлении рассмотрения его по существу. По устранении пробела в исследовании обстоятельств снова проводятся судебные прения перед повторным удалением в совещательную комнату (ст. 171 КАС).

Статья 177 КАС допускает отложение составления мотивированного судебного решения на срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства. Но точно сформулированная и подписанная судьями резолютивная часть решения объявляется в том же судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела, одновременно сообщается, когда лица, участвующие в деле, смогут ознакомиться с полным текстом акта правосудия. Объявляется решение в судебном заседании любым из судей, затем председательствующий разъясняет порядок и срок его обжалования (ст. 174 КАС).

Как проходит суд по административному правонарушению

Административные дела рассматриваются в суде по нормам КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ. На заседании присутствует судья и правонарушитель. Участие секретаря судебного заседания и ведение протокола заседания законом предусмотрено. Если дело рассматривает другой уполномоченный орган, а не суд, процесс проходит аналогично. Должностное лицо рассматривает ситуацию.

До начала заседания правонарушитель обязан подписать документ, разъясняющий ему его права. Обычно это расписка.

Заседание начинается с представления сторон судьей и краткого изложения сути процесса:

  • судья представляет правонарушителя;
  • разъясняет ему его права и обязанности;
  • принимает ходатайства, если они есть;
  • принимает отводы.

После ознакомительной части федеральный судья выслушивает точку зрения нарушителя, уточняет информацию при необходимости и удаляется для вынесения Решения. На основе полученных сведений выносит судебный акт.

Как вести себя в суде по делам об административных правонарушениях

Если вы получили повестку по административному правонарушению, следуйте пошаговой инструкции:

Шаг 1. Ознакомьтесь с материалами дела. Подобное право закреплено за участниками процесса в КоАП РФ и ГпК РФ.

Нарушитель составляет заявление на изучение материалов дела. Бланк можно взять в суде или запросить здесь. Заполненный документ передается в канцелярию суда или подписывается секретарем суда. Дела выдает работник канцелярии.

Суд не выдает копию дела заявителю. Чтобы сохранить материалы дела, сфотографируйте все страницы документа. Подобное право закреплено законом.

Внимательно ознакомьтесь с материалами дела, показаниями потерпевшего и свидетелей.

Шаг 2. Начните готовиться к заседанию.

Решите, нужен ли вам адвокат, и составьте письменный перечень вопросов, который планируете задать в суде для защиты своих интересов пострадавшему или свидетелям.

Как убедить судью смягчить наказание по административному делу: важные нюансы рассмотрений

Результатом заседания стал штраф? Вы можете убедить судью снизить его размер. Если речь идет о штрафе по ст. 20.2, попробуйте следующее:

  1. Принесите положительные характеристики с места работы или учебы.
  2. Предоставьте суду справку о заработной плате, если она невелика по сравнению с назначенными суммами. Ведь штрафы по ст. 20.2 составляют 10 000—30 000 руб., поэтому вам с большой вероятностью пойдут навстречу.
  3. Уведомите судью, что впервые привлекаетесь к административной ответственности. Если же с момента последнего взыскания прошло больше года, также упомяните этот факт.
  4. Инвалиды предоставляют справки, подтверждающие болезнь; приложите и документы, где указывается размер пенсии. Если на попечении находятся нетрудоспособные люди, также предъявите соответствующие бумаги.
  5. Судьи проявляют снисхождение к многодетным родителям (при условии, что на попечении 3 и больше несовершеннолетних). Аргументом будет и наличие пожилых родителей, находящихся на вашем обеспечении, маленьких детей и других иждивенцев.

Но штраф — не самая строгая мера наказания по административному делу, ведь по ч. 1 ст. 19.3 вам могут назначить арест. Наказание смягчают следующим категориям граждан:

  • беременным;
  • женщинам, у которых есть дети младше 14 лет;
  • несовершеннолетним;
  • инвалидам;
  • военнослужащим;
  • лицам, имеющим специальные звания (при условии, что они являются сотрудниками органов МВД, противопожарной службы и т. д.).

Предоставив подтверждающие бумаги, вы облегчите свою участь; также напомните судье, что Конституция РФ устанавливает принципы гуманизма, и индивидуализация ответственности по ч. 1 ст. 19.3 КоАП будет ей противоречить.

Статья 51 Конституции России, как следует из текста и комментариев, освобождает человека от необходимости обвинять (а также защищать) самого себя, своих родных, а в некоторых случаях и других лиц. Тем не менее, она не освобождает от обязательного участия в судебных заседаниях. Степень необходимости определяется судьей в соответствии со следующими соображениями:

  • статус участника: для истца и ответчика присутствие практически обязательно, для свидетелей действуют куда более мягкие требования;
  • статус процесса: административные и арбитражные дела, по сравнению с уголовными, проводятся в менее жёстких условиях;
  • особые обстоятельства: если без показаний гражданина невозможно определить степень вины, он будет доставлен на слушания, несмотря на все возражения.
Читайте также:  Приставы списали деньги. Что делать?

Нюансы поведения в суде

Опытный юрист подскажет, что в суде, при рассмотрении дела, относящегося к АПК, ГПК или КоАП, и заявитель, и ответчик, и защитник должны быть предельно корректны, тактичны и выдержаны. Это позволит не только достойно выступить в соответствующем органе, но и положительным образом расположить к себе, в том числе и председателя.

Рекомендуем почитать

В случае, если зачитываемые доводы, факты или вердикт противоречит с собственными суждениями, выводами, не стоит выражать свое недовольство криками, угрозами или другим неподобающим способом. Обычно судьи реагирует на это незамедлительно. На первый раз может быть вынесено предупреждение. Повторное порицание повлечет с большой долей вероятности к удалению из зала суда, с последующим рассмотрением дела без нарушителя. Однако и в этом случае лицу будет предоставлено право последнего слова.

Наилучшим решением окажется выслушивание всех присутствующих, в порядке очередности, прописанной регламентом суда. После того, как судья позволит высказаться, необходимо учтиво, корректно и аккуратно привести аргументы в свою защиту. Подобный порядок будет иметь гораздо больше эффект, чем удаление.

От выбранного поведения и формы общения зависит последующее выстраивание диалога с каждым участником разбирательства. Рассчитывая на благоприятный результат процесса, не следует проверять терпение служителя закона. В особых ситуациях и спорных моментах ключевое значение может иметь этика в суде.

Неявка в суд по административному нарушению

Внимание

Также не следует задавать вопросов судье, для этого есть адвокат и другие участники процесса. 5 При даче показаний говорите только ту информацию, в которой вы доподлинно уверены. Если вы сомневаетесь, так и скажите об этом или вообще не упоминайте о ней. Это не говорит об утайке каких-либо фактов, просто не нужно рассказывать домыслы.

Ведь от ваших слов может зависеть результат дела, а ложные показания караются по закону. 6 Если вы выступаете в роли подозреваемого или обвиняемого, перед дачей показаний обязательно согласуйте их со своей линией защиты. Если вы присутствуете в роли пострадавшего – с линией обвинения. Это позволит избежать непредвиденных поворотов дела и облегчит работу вашим представителям.

7 Данные правила поведения должны выполняться во время всего судебного процесса и являются обязательными для всех присутствующих в зале суда вне зависимости от их роли.

Какой суд принимает решение о лишении прав

Если вам не повезло, и за нарушение правил дорожного движения сотрудник ГИБДД составил протокол (в соответствии с КоАП РФ) о лишении водителя права управления авто — он передаст его в суд.

Рассмотрением данной категории дел в подавляющем случае занимаются мировые судьи единолично, в апелляционной инстанции — апелляционный суд (районный/городской суд).

По умолчанию дело направляется в суд по месту совершения правонарушения. Если для вас это неудобно (например, проживаете в другом районе или даже регионе) — при составлении протокола необходимо заявить ходатайство о переносе заседания суда по месту жительства.

Если в момент составления протокола вы растерялись и не изъявили такого желания, то это можно сделать потом, направив в суд соответствующее письменное заявление. Лучший способ — сдать его нарочно в суд. Но можно направить и ценным письмом с описью вложения по почте.

Как себя вести в ходе судебного процесса

Суд — очень стрессовая ситуация. Чтобы не создавать дополнительных трудностей подготовьтесь к нему не только с юридической точки зрения:

  • Продумайте свой гардероб — не стоит являться на заседание, например, в спортивной одежде. Лучше предпочесть классический деловой стиль.
  • Приходите вовремя — в противном случае это может будет быть расценено, как неуважение к суду.
  • Не забудьте паспорт — этот документ обязателен для подтверждения вашей личности.
  • Соберите в одну папку все материалы дела, а также возьмите несколько чистых листов бумаги и пару ручек на случай, если потребуется сделать какие-то пометки или заявить ходатайство.

Для повышения шансов на успех следует придерживаться нескольких негласных правил поведения в процессе заседания:

  • Обращаться к судье следует — «Ваша честь».
  • Отвечать на вопросы стоя.
  • Говорить четко, уверенно, спокойно. Насколько это возможно в данной ситуации.
  • Не грубите и не повышайте голос.

Обратите внимание! Чаще всего заседания по подобным делам открытые, значит, вы можете пригласить кого угодно, даже журналистов. Это даст вам уверенность в том, что дело будет рассмотрено без нарушений.

Как проходит судебное заседание по административному делу?

При рассмотрении административного дела судом, как правило, судья единолично рассматривает административное дело с участием правонарушителя. При рассмотрении не присутствует секретарь судебного заседания и не ведется протокол заседания. Аналогичным образом рассматриваются дела иными уполномоченными органами, т.е. дело рассматривается должностным лицом.

При этом до того, как правонарушитель зайдет в кабинет к судье или в зал, с него берут подписку о разъяснении ему его прав.

При рассмотрении дела судья объявляет, кто рассматривает дело и какое дело рассматривается. Устанавливается личность лиц, которые явились на рассмотрение дела, разъясняются их права и обязанности, разрешаются поступившие ходатайства и отводы. Далее судья заслушивает пояснения правонарушителя, при необходимости задает вопросы, после чего удаляется в совещательную комнату и выносит судебный акт по делу.

Сколько длится судебное заседание по административному делу?

Ответить на вопрос, сколько длится судебное заседание по административному делу, невозможно, поскольку заседание может длиться 5 минут, а может и несколько часов.

Читайте также:  Пропустил срок принятия наследства. Что делать?

Длительность рассмотрения административного дела зависит от состава правонарушения, от того признает ли лицо свою вину или нет, от пояснений лица по вопросу привлечения его к ответственности, от количества доказательств по делу, от заявляемых ходатайств и т.п. Также на длительность судебного заседания будет влиять время нахождения судьи в совещательной комнате.

Например, когда мировыми судьями рассматриваются аналогичные административные дела, тогда у них уже имеется выработанная практика по принятию решений по таким делам и судебные акты выносятся однотипные, меняется только ФИО правонарушителя, поэтому рассмотрение дела происходит в течение 5 минут. Если же на рассмотрение поступило дело по какому-то новому для судьи составу правонарушения, тогда потребуется немного больше времени, поскольку необходимо будет не только разобраться в деле, но и напечатать судебный акт, скажем так, не по типовой форме.

Где слушаются судебные заседания по делу?

По правилам все судебные заседаниям по делам должны проходить в залах судебных заседаний.

Однако, в судах общей юрисдикции встречаются случаи, когда залов не хватает, и заседания могут проводиться в кабинетах судей.

Кроме того, в отдельных случаях могут проводиться выездные заседания, т.е. вне здания суда. Чаще всего такие заседания проводятся по месту, где находиться большая часть доказательств. Также выездные заседания проводятся, если необходимо осмотреть место происшествия или место, например, расположения границ двух земельных участков. В таком случае судья вместе со всеми участниками процесса выезжают на место, осуществляют осмотр и возвращаются в помещение суда, где дело разрешается по существу и в совещательной комнате принимается решение.

Кроме того, участники могут принимать участие в процессе с помощью систем видеоконференц-связи.

В настоящее время арбитражными судами проводятся онлайн-заседания, когда участники процесса могут находиться в своих кабинетах на рабочих местах и даже дома, если у них есть техническая возможность участия в таких заседаниях.

  1. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
  2. непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  3. поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  4. сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
  5. Указанные в ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.
  6. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
  7. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:
  8. составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ;
  9. составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
  10. вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст. 28.7 КоАП РФ настоящего Кодекса;
  11. оформления предупреждения или с момента наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если в соответствии с ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ протокол об административном правонарушении не составляется.
  12. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
  1. Статья 24.7 КоАП РФ регламентирует издержки по делу об административном правонарушении, которые состоят из: 1) сумм, выплачиваемых свидетелям, понятым, специалистам, экспертам, переводчикам; 2) сумм, израсходованных на хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных доказательств.
  2. Издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном настоящим Кодексом, относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, — на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
  3. Издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, относятся на счет указанного юридического лица, за исключением сумм, выплаченных переводчику. Суммы, выплаченные переводчику в связи с рассмотрением дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном настоящим Кодексом, относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, — на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
  4. В случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном настоящим Кодексом, издержки по делу об административном правонарушении относятся на счет федерального бюджета, а в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, — на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
  5. Размер издержек по делу об административном правонарушении определяется на основании приобщенных к делу документов, подтверждающих наличие и размеры отнесенных к издержкам затрат.
  6. Решение об издержках по делу об административном правонарушении отражается в постановлении о назначении административного наказания или в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *