Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Формирование Абсолютизма в XVII веке». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
![](https://images2-focus-opensocial.googleusercontent.com/gadgets/proxy?url=https%3A%2F%2Fcf.ppt-online.org%2Ffiles%2Fslide%2Fq%2FQlnBry81WdOwuXY6HI02EkagLPUfvxcDhNmoeF%2Fslide-24.jpg&container=focus&gadget=a&no_expand=1&resize_h=0&rewriteMime=image%2F*)
В 1624 Ришелье стал первым министром, и король, страдавший от многих болезней и приступов тоски, передоверил ему управление страной. Ришелье, полностью порвав с королевой-матерью, отказался от происпанской политики. Мария Медичи, составив новый заговор 10-12 ноября 1630, вместе со своими сторонниками потребовала отставки Ришелье, однако король предпочел своего ставленника.
Переход от феодальной раздробленности к абсолютизму
В эпоху Средневековья все государства Европы были охвачены феодальной раздробленностью. Вместо некогда сильных, единых государств, каждая из стран разделилась на десятки и даже сотни мелких феодальных владений. Монархи практически утратили свою власть над народом, а каждый из феодалов превратился во всесильного властителя над своими владениями.
Множество бедствий пережила Европа из-за феодальной раздробленности:
- Англия, Франция, Ирландия и другие государства непрерывно подвергались нападениям викингов;
- местные феодалы постоянно враждовали друг с другом, вели междоусобные войны, которые уносили сотни и тысячи жизней местного населения;
- экономика большинства стран Европы пришла в упадок, так как между феодальными владениями практически прекратилась торговля, отсутствовали хозяйственные связи.
Эволюция центрального и местного управления
Государственный строй России второй половины XVII в. эволюционировал к абсолютизму, т. е. неограниченной и бесконтрольной власти монарха. Советские историки, характеризуя условия возникновения абсолютизма в России, руководствовались известным высказыванием К. Маркса о том, что абсолютная монархия возникает в переходные периоды, когда феодальные сословия приходят в упадок, а из средневекового сословия горожан формируется современный класс буржуазии и когда ни одна из борющихся сторон не взяла еще верх над другой.
Этим марксистским постулатом руководствовались многие авторы, не задумываясь над тем, что ни одно из его положений не приложимо ко времени, когда в России начал складываться, а затем и утвердился абсолютизм. В самом деле, в России второй половины XVII в. отсутствовали признаки упадка феодальных сословий. Напротив, шел процесс их формирования. Равным образом историки не располагают сведениями о формировании в это время буржуазии. В XVII в., когда обнаруживаются первые признаки эволюции государственного строя к абсолютной монархии, буржуазия отсутствовала. В России XVII в., как, впрочем, и в Киевской Руси, существовало купечество, функционировал торговый капитал, но современной буржуазии не было даже в зародыше, необходимые для ее появления условия возникают на полтора столетия позже. Из сказанного можно сделать вывод (третье условие возникновения абсолютизма, о котором писал Маркс, рушится само собою): коль феодальные сословия не переживали упадка, а буржуазия отсутствовала, то ни о каком соперничестве между ними и установлении равновесия не может быть и речи. Кстати, этот тезис легко опровергается источниками: ни один из них не подтверждает критики купечеством крепостнических порядков, оно не противостоит дворянству, а требует предоставления себе дворянских привилегий, в частности главной из них — права владения крепостными крестьянами. Выступления купцов в Уложенной комиссии 1767-68 гг. проходили, как лаконично сформулировал С.М. Соловьев, под лозунгом: дайте нам рабов!
Начало формирования абсолютизма
На континенте, однако, события развивались в пользу монархий, а не институтов представительной власти. 17 и 18 вв. были свидетелями параллельных и взаимно влиявших друг на друга политических систем Франции, Австрии, Пруссии и России – т.н. просвещенного деспотизма. Добросердечие некоторых государей может быть оспорено, однако несомненно, что они пользовались неограниченной властью. Просвещенные деспоты привлекали на свою сторону способных людей, заинтересованных в проведении реформ и нуждавшихся в инструменте власти, благодаря которому они могли достигать своих целей. Поучительно, что противодействие таким правительствам, особенно во Франции и России, опиралось на интересы феодальной знати, а не только средних слоев, защищавших идеи демократии.
Схожим образом сформировался абсолютизм и в Англии. Средневековый феодализм не давал государству эффективно использовать собственные ресурсы и возможности. Становление абсолютизма в Англии осложнилось конфликтом с парламентом. Это собрание депутатов имело длительную историю.
Династия Стюартов в XVII веке попыталась умалить значение парламента. Из-за этого в 1640-1660 гг. страну сотрясала гражданская война. Против короля выступила буржуазия и большая часть крестьянства. На стороне монархии были дворяне (бароны и другие крупные землевладельцы). Английский король Карл I потерпел поражение и в итоге был казнен в 1649 году.
Российский век абсолютизма начался во время правления Петра Великого. Однако предпосылки этого явления прослеживались еще при его отце — царе Алексее Михайловиче. Когда династия Романовых пришла к власти, важную роль в государственной жизни играла боярская дума и земские соборы. Именно эти институты помогли восстановить страну после Смуты.
Алексей инициировал процесс отказа от прежней системы. Изменения отразились в главном документе его эпохи – Соборном уложении. Благодаря этому своду законов титул российских правителей получил дополнение «самодержец». Формулировка была изменена не случайно. Именно Алексей Михайлович перестал созывать Земские соборы. Последний раз это произошло в 1653 году, когда было принято решение о воссоединении России и левобережной Украины после успешной войны с Польшей.
При сыне Алексея Петре Великом власть монарха еще более укрепилась. Старые боярские роды были репрессированы после тех событий, когда московская аристократия попыталась свергнуть царя и посадить на трон его старшую сестру Софью. В то же время из-за начавшейся Северной войны на Балтике Петр начал великие реформы, которые охватывали все стороны деятельности государства.
Для того чтобы сделать их эффективнее, самодержец полностью сосредоточил власть в своих руках. Он учредил коллегии, ввел табель о рангах, с нуля создал тяжелую промышленность на Урале, сделал Россию более европейской страной. Все эти перемены были бы ему не по зубам, если ему противостояли консервативные бояре. Аристократы были поставлены на место и на время превратились в обычных чиновников, делавших свой маленький вклад в успехи России во внешней и внутренней политике. Борьба царя с консерватизмом элиты иногда приобретала анекдотические формы – чего стоит только эпизод с отрезанием бород и запретом старых кафтанов!
Петр пришел к абсолютизму, потому что эта система давала ему необходимые полномочия для всестороннего реформирования страны. Он также сделал церковь частью государственной машины, учредив Синод и отменив патриаршество, благодаря чему лишил духовенство возможности заявить о себе как об альтернативном источнике власти в России.
Монопольный контроль.
Современный абсолютизм стремится не только к централизации власти, но и к монопольному контролю над институтами общества. Для него характерны попытки вовлечь в свою орбиту все институты, способные оказать сопротивление либо полезные в плане защиты государства. В этом ему помогают современная технология и системы коммуникации. Установленный таким образом контроль является как негативным, так и позитивным: во-первых, подавляется оппозиция; во-вторых, существующие институты вместе с репутацией, которой они пользуются, начинают служить режиму. Современный абсолютизм способен не только на расширение сферы контроля, но и на повышение степени его интенсивности.
В этом смысле поучителен опыт контроля над средствами массовой информации, накопленный нацистами и советским режимом. В то время как абсолютизм старого типа стремился сохранить свое господство, препятствуя распространению знаний, современный абсолютизм считает более эффективным использование грамотности и системы народного образования как инструментов контроля. Средствами внушения становятся радио, кино и телевидение.
Аналогичный характер имеет обычная абсолютистская политика в отношении религии. В этой сфере возможны по крайней мере три способа контроля: 1) нейтрализация влияния существующих религиозных организаций; 2) захват религиозных организаций и внедрение в них «своих» людей, после чего они начинают служить государству; 3) отвлечение религиозного чувства на другие цели. Примеры этих подходов дает история нацистской Германии, ими изобилует и история СССР.
Наличие многочисленных детских и юношеских организаций в странах, где господствует абсолютизм, является еще одним свидетельством как монополизации государством всех сторон жизни, так и используемых при этом способов и приемов. В таких случаях не только ослабляются возможности потенциально враждебных ассоциаций, сами эти организации становятся форпостами режима.
Излишне напоминать, что контроль распространяется также на сферу экономики. Неважно, какую цель преследует режим – защитить или ликвидировать частную собственность. Собственные потребности вынуждают его войти в самое тесное соприкосновение с существующим хозяйственным механизмом. Стремление к контролю над экономикой усиливается склонностью абсолютизма к экспансии. Поэтому все формы абсолютизма в 20 в. в какой-то мере были социалистическими по своему характеру, хотя и не всегда стремились к установлению государственной собственности на средства производства, предпочитая установление контроля над экономической деятельностью. Контроль может принимать различные формы. Особого упоминания заслуживает превращение профсоюзов в придаток государства. Монополизация не обходит стороной те формы организованной деятельности, которые должны быть или полностью подавлены, или поставлены под государственный контроль.
Начало формирования абсолютизма во II половине XVII в.
Годы правления Екатерины II (1762-1796) пришлись еще и на время возникновения буржуазии в Европе. Это были люди, достигшие успеха на капиталистическом поприще. Предприниматели требовали реформ и гражданских свобод. Особенно заметным напряжение оказалось во Франции. Монархия Бурбонов, как и Российская империя, была островком абсолютизма, где все важные решения принимались только правителем.
В то же время Франция стала родиной таких великих мыслителей и философов как Вольтер, Монтескье, Дидро и т. д. Эти писатели и ораторы стали основоположниками идей Эпохи Просвещения. В их основе лежало свободомыслие и рационализм. В Европе стал модным либерализм. Об идее гражданских правах знала и Екатерина 2. По происхождению она являлась немкой, благодаря чему была ближе к Европе, чем все ее предшественники на российском престоле. Позже сочетание либеральных и консервативных идей Екатерины было названо «просвещенным абсолютизмом».
Хотя и можно считать, что решение в пользу общего интереса всегда будет представлять общую волю, из этого не обязательно следует, что точка зрения правительства на то, что является общим интересом, должна с необходимостью представлять общую волю. Это серьезно ослабляет позицию Руссо, считавшего, что с помощью понятия общей воли ему удалось преодолеть противоречие между свободой и властью. Однако именно этот аспект концепции Руссо оказал наибольшее влияние на развитие теории абсолютизма. Принимая решение стать императором, Наполеон мог считать, что выполняет волю французов. Гегель использовал идеи Руссо, доказывая, что исторически обусловленная воля немецкого народа была лучше всего представлена наследственным правителем, понимающим требования всеобщего «мирового духа». Поскольку для Гегеля национальное государство – носитель мирового духа, его воля является наиболее глубоким выражением воли его граждан, а его желания – выражением их желаний. Таким образом, между ними нет настоящего противоречия, и гражданин в действительности свободен, когда вынужден исполнять волю государства. Некоторые аспекты этой идеи нашли отражение в работах оксфордских идеалистов Т.Грина (1836–1882), Ф.Брэдли (1846–1924) и Б.Бозанкета (1848–1923), рассуждавших об «идеальной» природе человека и роли государства как института, с помощью которого осуществляется эта природа. Некоторые мыслители отмечали применение (или извращение) этих идей в фашизме. В 20 в. диктаторы часто присягали на верность идее «освобождения» человека.
Особенности формирования в России
Первые предпосылки формирования абсолютной монаршей власти наблюдались ещё во время правления Ивана Грозного. В XVII веке государственный строй стал быстро развиваться в этом направлении. Это можно отследить в разных сферах жизни государства:
Изменился царский титул – в нём стала отражаться идея божественности царской власти и её самодержавный характер.
Постепенно утрачивали своё влияние сословные представительства – Земские соборы, Боярская дума.
Светская власть получила преобладание над церковной.
Земский собор – собрание представителей разных сословий в Русском государстве для решения политических и экономических вопросов. Являлся главным сословно-представительским учреждением. Существовал с середины XVI до конца XVII века. Последний раз собирался в 1684 году по вопросу перемирия с Польшей.
В начале XVII века к власти пришёл 16-летний царь Михаил Фёдорович. В начале своего правления он опирался на Земские соборы. В то время они собирались практически ежегодно. Постепенно царская власть крепла, и соборы стали проводиться всё реже.
Изменился состав Боярской думы – в него вошли родственники царя и приближённые к нему лица. Постепенно увеличивалось количество думных дьяков.
С приходом к власти царя Алексея Михайловича чётко обозначился переход политического строя к абсолютной монархии.
Тест по истории Абсолютизм в Европе 7 класс
Выступления купцов в Уложенной комиссии 1767-1768 гг. проходили, как лаконично сформулировал С. М. Соловьев, под лозунгом: дайте нам рабов!
Лицензия на право ведения образовательной деятельности №5251 от 25.08.2017 г.
Резко усилилась царская власть, что было оформлено принятием Петром Великим титула императора (1721 г.). Император стал главой исполнительной власти, источником законодательной власти, высшей судебной инстанцией и верховным главнокомандующим.
Постепенно, по мере возвышения роли монархов Англии и Франции, в обществе уменьшалась власть церковных организаций. Без угрызений совести короли обеих стран присваивали себе церковное имущество, подчиняли своей власти церкви.
Прочтите отрывок из исторического источника — трактата епископа Боссюэта (1627-1704) «Политика, основанная на Священном Писании» и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
А. не устраивал и «ультрамонтанскую оппозицию»: мысль о том, что король получает власть не непосредственно от Бога, а из рук народа, руководимого мудрыми пастырями,– важнейший тезис кардинала Р. Беллармина. Трагич. опыт гражд. войн породил представление о том, что верность религии вторична по отношению к обществ. порядку.
Установите соотеветствие между реформой и целью её проведения. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Однако после прихода к власти царевны Софьи (1682 г.), которая опиралась на стрельцов, по их требованию «полки нового строя» были распущены, т.к. стрельцы видели в них опасных конкурентов, и Петру I пришлось начинать создание регулярной армии с нуля.
Не избежали формирования абсолютной монархии и европейские страны – Англия, Франция, Испания и другие. У одних он ассоциируется с произволом и бесправием, их оппоненты говорят о порядке и стабильности.
Однако после прихода к власти царевны Софьи (1682 г.), которая опиралась на стрельцов, по их требованию «полки нового строя» были распущены, т.к. стрельцы видели в них опасных конкурентов, и Петру I пришлось начинать создание регулярной армии с нуля.
Пора их расцвета относится к десятилетиям, когда царская власть после потрясения начала столетия нуждалась в активной поддержке сил, на которые она опиралась, — широких кругов дворянства и верхушки купечества. На обсуждение Земских соборов выносились вопросы, связанные как с внешнеполитическими акциями правительства, так и внутренней жизни страны.
Надо повиноваться государям как самой справедливости, без этого не может быть никакого порядка, ни успеха в делах. Только Бог может судить их приговоры и их самих… Поэтому всякий, не желающий повиноваться государю, не отсылается в другое судилище, но осуждается беспощадно на смерть как враг народного спокойствия и человеческого общества.
Теория божественного права на власть родилась в последней четверти шестнадцатого века в среде религиозных войн во Франции. В Европе гадание царя ставило, что представителем Бога был царь, а тот, кто был против царя, не повиновался Богу..
Теоретические постулаты самодержавия подкреплялись Уложением 1649 г., две главы которого были посвящены соблюдению престижа царской власти и определению мер наказания за все помыслы и действия, наносившие урон как «государевой чести», так и царскому двору. Строго наказывалось любое бесчестье, даже словом, если оно наносилось кому-либо в резиденции царя.
Тематический тест по всеобщей истории для 7 класса. Тест 3. Абсолютизм в Европе. Усиление королевской власти в XVI-XVII вв.
Борьба за власть в стране после смерти Ивана Грозного. «Смутное» время на Руси, его причины и сущность.
В случае повторения в третий раз продавец и мастер будут арестованы и прикованы на два часа на позорную цепь вместе с образчиками конфискованного у них товара».
Поэтому история России ХVII века изобилует фактами экспансии и присоединения новых территорий, в том числе Сибири.
По мнению автора, такое положение вещей связано с естественным порядком управления одними и подчинения другими. Екатерина II была убеждена, что абсолютная власть не лишает людей свободы, а направляет их деятельность на реализацию благих целей.
Начало формирования абсолютизма.
Форма государственного единства. Период становления и упрочения абсолютизма знаменуется дальнейшим расширением территории Российского государства. Оно идет преимущественно за счет западных земель. В начале периода в состав Российского государства входит Левобережная Украина, а в XVIII в. — и Правобережная. Результатом активной внешней политики Петра I явилось присоединение Прибалтики. В XVIII в. присоединяются Белоруссия и Крым. Кроме того, начинается процесс вхождения Казахстана в состав Российской империи.
Большая часть этих районов входит в состав Российского государства на основе добровольности. Долго добивалась объединения с Россией Украина, просили подданства у русского царя казахи. В конце XVIII в. грузинский царь также принял подданство России, однако реальных последствий эта акция в данный период не имела, поскольку Россия не смогла защитить Грузию от персидского нашествия.
Включение новых земель в состав Российского государства приводило к усложнению формы государственного единства. На протяжении более чем столетия Украина имела определенное самоуправление в составе России. Особым статусом обладала Прибалтика. По традиционной феодальной схеме строились отношения с Казахстаном, принявшим вассальную зависимость от русского царя. Вассалом России признала себя и Грузия.
Однако другая часть присоединенных земель подвергалась простой инкорпорации, т.е. включению в состав государства наравне с коренными русскими землями. Украина при Екатерине II тоже была инкорпорирована, разделена на губернии, как и великорусские земли.
Важным явлением в развитии формы государственного единства стало коренное преобразование административно-территориального устройства России, произведенное в XVIII в. На смену прежнему конгломерату разного рода земель, имеющих различные размеры, наименования, статус, пришла стройная и единая система административно-территориального деления, созданная по определенным принципам, не лишенным известной научности и носящим в определенной мере буржуазный характер. До некоторой степени Россия даже обогнала развитые европейские державы, как, например, Францию, где новое административное деление было введено лишь после буржуазной революции.
Первый этап преобразования административно-территориального устройства приходится на время правления Петра I. Великий реформатор ввел трехзвенное административное деление по схеме: губерния — провинция — уезд. Первоначально было создано восемь громадных губерний. Их границы даже не определялись, а в губернию включались города с прилежащими землями, тяготеющие к губернскому центру, связанные с ним дорогами. О размерах губерний можно судить хотя бы по составу Московской, причем уже в середине века. В 1764 г. в губернию входили среди 12 других Костромская, Владимирская, Тульская, Калужская, Ярославская провинции. Постепенно число губерний росло как за счет присоединения к России новых земель, так и за счет разукрупнения чрезмерно больших губерний. В результате к моменту проведения Екатериной II новой губернской реформы в 1775 г. в империи насчитывалось уже 23 губернии, а к концу века их число достигло полусотни. Рост числа губерний, а следовательно, уменьшение их территорий привели к упразднению в принципе провинций, созданных в начале века, ставших излишним промежуточным звеном. Правда, в некоторых губерниях провинции сохранились.
Екатерина положила в основу построения административно-территориальной системы число населения, примерно одинаковое для каждого звена (300 — 400 тыс. душ для губернии и 10 — 30 тыс. душ для уезда). Экономические связи, а тем более национальный состав во внимание не принимались. Новое деление обеспечивало достижение двух главных целей: удобство сбора налогов и подавление народных восстаний, т.е. фискальный и полицейский интересы. Но Екатерина II в одном из своих указов называла и третью цель — удобство для населения. В 1764 г. она повелела объединить мелкие уезды в более крупные и в то же время сделать так, чтобы центр новой административной единицы находился посередине ее и по расстоянию был доступен для жителей каждого уголка уезда. Эта система оказалась исторически прочной, она просуществовала, в принципе, до Октябрьской революции и даже некоторое время после нее.
Государственный механизм. Переход к абсолютизму, как уже отмечалось, означал прежде всего отмирание сословно-представительных органов. Отмирают наиболее характерные органы сословно-представительной монархии — земские соборы. В 1651 и 1653 гг. земские соборы созываются в последний раз в полном составе. После этого они вырождаются в совещания царей с представителями сословий по тем или иным вопросам. Так, в правление Алексея Михайловича и Федора Алексеевича собираются несколько раз совещания с посадскими и служилыми людьми, которые решают вопросы, относящиеся только к данному сословию. Например, в 1682 г. на одном из таких совещаний было отменено местничество. После смерти Федора дважды собирались фиктивные соборы для избрания ему преемника. Эти соборы были лишь сборищем сторонников избрания на престол Петра или Ивана. Как известно, в первый раз царем был провозглашен Петр, а во второй раз — оба претендента.
Переход к абсолютизму знаменовался широким развитием законодательства. При этом авторами законов часто являлись сами монархи. Особенно много внимания и сил уделяли законотворчеству Петр I и Екатерина II. Говорили даже о легисломании Екатерины, т.е. о страсти к изданию законов. Над Воинским уставом Петр работал целый год, а над Морским — пять лет. Генеральный регламент, определявший права и обязанности должностных лиц, подвергался редактированию 12 раз.
![](https://images2-focus-opensocial.googleusercontent.com/gadgets/proxy?url=https%3A%2F%2Fcf3.ppt-online.org%2Ffiles3%2Fslide%2Fi%2FiyDr1vG7dbnoYB0UtJw6VWLC4qZRMNKhSHmPkc%2Fslide-6.jpg&container=focus&gadget=a&no_expand=1&resize_h=0&rewriteMime=image%2F*)
Начало формирования абсолютизма
На континенте, однако, события развивались в пользу монархий, а не институтов представительной власти. 17 и 18 вв. были свидетелями параллельных и взаимно влиявших друг на друга политических систем Франции, Австрии, Пруссии и России – т.н. просвещенного деспотизма. Добросердечие некоторых государей может быть оспорено, однако несомненно, что они пользовались неограниченной властью. Просвещенные деспоты привлекали на свою сторону способных людей, заинтересованных в проведении реформ и нуждавшихся в инструменте власти, благодаря которому они могли достигать своих целей. Поучительно, что противодействие таким правительствам, особенно во Франции и России, опиралось на интересы феодальной знати, а не только средних слоев, защищавших идеи демократии.
Схожим образом сформировался абсолютизм и в Англии. Средневековый феодализм не давал государству эффективно использовать собственные ресурсы и возможности. Становление абсолютизма в Англии осложнилось конфликтом с парламентом. Это собрание депутатов имело длительную историю.
Династия Стюартов в XVII веке попыталась умалить значение парламента. Из-за этого в 1640-1660 гг. страну сотрясала гражданская война. Против короля выступила буржуазия и большая часть крестьянства. На стороне монархии были дворяне (бароны и другие крупные землевладельцы). Английский король Карл I потерпел поражение и в итоге был казнен в 1649 году.
Российский век абсолютизма начался во время правления Петра Великого. Однако предпосылки этого явления прослеживались еще при его отце — царе Алексее Михайловиче. Когда династия Романовых пришла к власти, важную роль в государственной жизни играла боярская дума и земские соборы. Именно эти институты помогли восстановить страну после Смуты.
Алексей инициировал процесс отказа от прежней системы. Изменения отразились в главном документе его эпохи – Соборном уложении. Благодаря этому своду законов титул российских правителей получил дополнение «самодержец». Формулировка была изменена не случайно. Именно Алексей Михайлович перестал созывать Земские соборы. Последний раз это произошло в 1653 году, когда было принято решение о воссоединении России и левобережной Украины после успешной войны с Польшей.
При сыне Алексея Петре Великом власть монарха еще более укрепилась. Старые боярские роды были репрессированы после тех событий, когда московская аристократия попыталась свергнуть царя и посадить на трон его старшую сестру Софью. В то же время из-за начавшейся Северной войны на Балтике Петр начал великие реформы, которые охватывали все стороны деятельности государства.
Для того чтобы сделать их эффективнее, самодержец полностью сосредоточил власть в своих руках. Он учредил коллегии, ввел табель о рангах, с нуля создал тяжелую промышленность на Урале, сделал Россию более европейской страной. Все эти перемены были бы ему не по зубам, если ему противостояли консервативные бояре. Аристократы были поставлены на место и на время превратились в обычных чиновников, делавших свой маленький вклад в успехи России во внешней и внутренней политике. Борьба царя с консерватизмом элиты иногда приобретала анекдотические формы – чего стоит только эпизод с отрезанием бород и запретом старых кафтанов!
Петр пришел к абсолютизму, потому что эта система давала ему необходимые полномочия для всестороннего реформирования страны. Он также сделал церковь частью государственной машины, учредив Синод и отменив патриаршество, благодаря чему лишил духовенство возможности заявить о себе как об альтернативном источнике власти в России.
Тест с ответами по истории “Абсолютизм в Европе” 7 класс
Абсолютная монархия, де-факто, была характерна для многих государств древнего мира. Так, власть египетских фараонов, персидских и ассирийских царей, условно можно отнести к абсолютизму. Условность здесь заключается в существовании на ранних этапах развития государства неких представительных органов, номинально влияющих на принятие монархом решений. Это могли быть некие советы старейшин, коллегии придворных советников, своды законов и т.д.
В дальнейшем развитие этих государств пошло по пути установления классических деспотий восточного типа, когда монарх совмещал в себе функции верховного правителя, главнокомандующего и одновременно религиозного лидера.
Эта формулировка отражает сложившуюся к тому времени ситуацию: власть императоров стала фактически неограниченной, а сенат превратился в чисто номинальный представительный орган. Достаточно вспомнить, как император Калигула, дабы показать сенаторам своё отношение к ним, ввёл в их число своего коня Инцитата, который вместе с патрициями принимал участие в заседаниях.
Религиозные войны и идея превосходства по божественному замыслу — это триггеры, которые положили начало абсолютистскому периоду. Даже короли пили зелья, которые, по их утверждениям, заставляли их вены казаться голубее, чем у остальных, предполагая, что у них была голубая кровь.
Завоевание Америки привело к тому, что Испания и Португалия накопили большое количество богатств в серебре и золоте, что продемонстрировало успех абсолютистской системы, действующей в этих странах, над их соседями.
Из-за крестовых походов наступил упадок феодализма и феодалов. Концентрация власти позволила территориальное объединение стран.
Ввиду необходимости объединения крупных вооруженных сил, как в случае Столетней войны между Францией и Британской империей, Штаты создали регулярные армии под командованием короля, а не разрозненных и изолированных феодалов.
Установление крепостного права, окончательно оформившегося в 1649 году, стало переломным моментом, благодаря которому победила абсолютистская тенденция. После того как оно окончательно юридически закрепилось, дворянство оказалось целиком зависимым от центральной власти, которую представлял монарх. Ей одной было по силам обеспечить господство дворян над крестьянами, удержать в повиновении последних.
Но в обмен на это дворянство вынуждено было отказаться от претензий на личное участие в управлении государством и признало себя слугой монарха. Такова была плата за услуги со стороны власти. Дворяне получили постоянные доходы и власть над крестьянами в обмен на отказ от притязаний в государственном управлении. Поэтому неудивительно, что практически сразу вслед за юридическим оформлением крепостного права прекратились созывы Земских Соборов. В полном составе последний из них состоялся в 1653 году.
Таким образом, выбор был сделан, и ради экономических интересов дворяне пожертвовали политическими. Победила абсолютистская тенденция. Оформление крепостного права привело еще к одному важному последствию: поскольку отсутствовали условия для развития (например, исчез рынок свободной рабочей силы), формирование буржуазных отношений резко затормозилось. Буржуазия в стране длительное время поэтому не складывалась в отдельный общественный класс, а, следовательно, социальная опора у абсолютизма могла быть лишь дворянской.
Другой яркой особенностью абсолютной монархии в государстве было отношение к закону и праву. Выбор в соотношении неправовых и правовых средств был сделан однозначно в пользу первых. Личный произвол монарха и его близкого окружения стал главным методом управления. Это началось еще со времен царствования Ивана Грозного, и в 17 веке, после того как произошел окончательный переход к абсолютной монархии, мало что изменилось.
Можно, конечно, возразить, что существовал свод законов — Соборное уложение. Однако на практике монарх (Петр I, Алексей Михайлович и другие) и высшие государственные чиновники не руководствовались в своих действиях требованиями законов, не считали себя связанными ими.
Основной метод управления страной — военная сила и грубое принуждение. Нельзя отрицать тот факт, что в период царствования Петра I принималось довольно много законов, касающихся почти всех сфер управления страной (Табель о рангах, Воинский Артикул, регламенты коллегий, Генеральный регламент). Но предназначены они были все же исключительно для подданных, сам государь не считал себя связанным этими законами. По сути, практика принятия решений при этом царе мало чем отличалась от таковой при правлении Ивана Грозного. Единственным источником власти по-прежнему была воля монарха.
Начало формирования абсолютизма нашло выражение
До эпохи абсолютизма существовала сословно-представительная монархия. Государственные органы при таком виде власти: во Франции – Генеральные Штаты, в Англии – Парламент, в Испании – Кортесы и т. д.
Колыбелью абсолютной монархии являлось Французское королевство. Именно там в XVI веке король стал безграничным правителем. Все земли стали государственными, а власть Парижа — непререкаемой.
Короли на престол стали короноваться именно Папой Римским, что означало богоизбранность монарха. А в средневековье религия была неотъемлемой частью жизни любого гражданина.
Таким образом, подданные считали короля помазанником Бога.
Раньше всего абсолютизм возник во Франции. Произошло это во время смены эпох: новая промышленная буржуазия наращивала свои позиции в обществе и государстве, оттесняя, таким образом, старую землевладельческую аристократию.
Король в это время не растерялся и на волне противостояния двух преобладающих классов увеличил свое влияние. С этого момента законодательная, фискальная и судебная ветви власти находились в руках одного человека – монарха.
Для поддержания своего статуса королю необходима была сила — создается регулярная армия, целиком подчиняющаяся напрямую королю.
Если раньше монархия была дворянской, т. е.
опорой была землевладельческая аристократия, то с возникновением абсолютизма король «становится на две ноги»: к феодалам присоединяется класс буржуазии, который включает в себя деятелей торговли и промышленности. Сложившийся статус-кво взяла на вооружение абсолютная монархия, век которой наступил в XVII столетии и был назван эпохой «классического абсолютизма».
Монархия абсолютная стала точкой, с которой началось разрастание аппарата управления – бюрократизация государства. До эпохи абсолютизма большинство земель были розданы феодалам, и управление ими осуществлялось самими землевладельцами. Королю же оставалось только собирать налоги.
Когда вся власть сосредоточилась в руках монарха, возникла необходимость четкой организации управления на всей территории страны. Именно поэтому стали появляться бюро с огромным количеством новых должностей. Большую роль при этом стали играть секретари всех рангов. Города лишились самоуправления.
Должности мэров, бывшие ранее выборными, стали назначаемыми. Король по своему усмотрению жаловал титул правителя города какому-либо богатому человеку, т. к. чаще всего выбор монарха зависел от солидной суммы, которую ему предлагал претендент на должность мэра.
Только деревне было даровано самоуправление, которое тоже существовало недолго.
При правлении царя Ивана IV создается избранная Рада. Она включала в себя представителей всех сословий, приближенных к царю. После этого создается Земский Собор. Целью этих действий было ослабление роли старой аристократии, являвшейся преградой на пути становления абсолютизма. Были созданы новые законы, стрелецкое войско, введена система налогообложения.
Если на Западе абсолютизм возник в результате противоречий старых и новых порядков, то в России причиной стала необходимость объединения для защиты от внешних угроз. Поэтому власть была деспотической, ставившей царей на один уровень с правителями первых цивилизаций Египта и Месопотамии.
Тест по истории Абсолютизм в Европе 7 класс
Выступления купцов в Уложенной комиссии 1767-1768 гг. проходили, как лаконично сформулировал С. М. Соловьев, под лозунгом: дайте нам рабов!
Лицензия на право ведения образовательной деятельности №5251 от 25.08.2017 г.
Резко усилилась царская власть, что было оформлено принятием Петром Великим титула императора (1721 г.). Император стал главой исполнительной власти, источником законодательной власти, высшей судебной инстанцией и верховным главнокомандующим.
Постепенно, по мере возвышения роли монархов Англии и Франции, в обществе уменьшалась власть церковных организаций. Без угрызений совести короли обеих стран присваивали себе церковное имущество, подчиняли своей власти церкви.
Прочтите отрывок из исторического источника — трактата епископа Боссюэта (1627-1704) «Политика, основанная на Священном Писании» и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
А. не устраивал и «ультрамонтанскую оппозицию»: мысль о том, что король получает власть не непосредственно от Бога, а из рук народа, руководимого мудрыми пастырями,– важнейший тезис кардинала Р. Беллармина. Трагич. опыт гражд. войн породил представление о том, что верность религии вторична по отношению к обществ. порядку.
Установите соотеветствие между реформой и целью её проведения. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Однако после прихода к власти царевны Софьи (1682 г.), которая опиралась на стрельцов, по их требованию «полки нового строя» были распущены, т.к. стрельцы видели в них опасных конкурентов, и Петру I пришлось начинать создание регулярной армии с нуля.
Не избежали формирования абсолютной монархии и европейские страны – Англия, Франция, Испания и другие. У одних он ассоциируется с произволом и бесправием, их оппоненты говорят о порядке и стабильности.
Однако после прихода к власти царевны Софьи (1682 г.), которая опиралась на стрельцов, по их требованию «полки нового строя» были распущены, т.к. стрельцы видели в них опасных конкурентов, и Петру I пришлось начинать создание регулярной армии с нуля.
Пора их расцвета относится к десятилетиям, когда царская власть после потрясения начала столетия нуждалась в активной поддержке сил, на которые она опиралась, — широких кругов дворянства и верхушки купечества. На обсуждение Земских соборов выносились вопросы, связанные как с внешнеполитическими акциями правительства, так и внутренней жизни страны.
Надо повиноваться государям как самой справедливости, без этого не может быть никакого порядка, ни успеха в делах. Только Бог может судить их приговоры и их самих… Поэтому всякий, не желающий повиноваться государю, не отсылается в другое судилище, но осуждается беспощадно на смерть как враг народного спокойствия и человеческого общества.
Теория божественного права на власть родилась в последней четверти шестнадцатого века в среде религиозных войн во Франции. В Европе гадание царя ставило, что представителем Бога был царь, а тот, кто был против царя, не повиновался Богу..
Теоретические постулаты самодержавия подкреплялись Уложением 1649 г., две главы которого были посвящены соблюдению престижа царской власти и определению мер наказания за все помыслы и действия, наносившие урон как «государевой чести», так и царскому двору. Строго наказывалось любое бесчестье, даже словом, если оно наносилось кому-либо в резиденции царя.
Тематический тест по всеобщей истории для 7 класса. Тест 3. Абсолютизм в Европе. Усиление королевской власти в XVI-XVII вв.
Борьба за власть в стране после смерти Ивана Грозного. «Смутное» время на Руси, его причины и сущность.
В случае повторения в третий раз продавец и мастер будут арестованы и прикованы на два часа на позорную цепь вместе с образчиками конфискованного у них товара».
Поэтому история России ХVII века изобилует фактами экспансии и присоединения новых территорий, в том числе Сибири.
По мнению автора, такое положение вещей связано с естественным порядком управления одними и подчинения другими. Екатерина II была убеждена, что абсолютная власть не лишает людей свободы, а направляет их деятельность на реализацию благих целей.
Признаки централизованного государства:
- Формирование единого языка и единой культуры у всего народонаселения.
- Оформление у государства четкой границы, отделяющей территории данной страны от других стран.
- Преобладание на территории страны одной коренной национальности – народности, испокон веков проживающей на данной территории, объединенной общей историей, культурой с данным государством.
- Распространение на территориях всего государства единой религии.
В 1610 г. Генрих был убит католическим фанатиком. Королем стал его 9-летний сын Людовик XIII. Слабостью правительства воспользовались вельможи, которые спровоцировали беспорядки в ране.
Подданные обязаны государю безусловным повиновением. В одном только случае исключается повиновение, которое обязаны оказывать государю, это — когда он приказывает противное Богу».
![](https://images2-focus-opensocial.googleusercontent.com/gadgets/proxy?url=https%3A%2F%2Fjk-juris.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2Fimages%2Fnachaloformirovaniyaabsolyutizmanashlovi_9D0A82CE.gif&container=focus&gadget=a&no_expand=1&resize_h=0&rewriteMime=image%2F*)
Тест по истории »Абсолютизм в Европе»
Английский философ Томас Гоббс (1588–1679) иногда представлялся теоретиком абсолютной власти. На самом деле он в основном сосредоточен на изучении отношений между человеком и властью, тем самым выводя идею неотъемлемых прав, которые будут лежать в основе декларации прав человека и гражданина .
Согласно Бруно Латуру (род. 1947), противоположностью релятивизма является не республиканский универсализм , а абсолютизм.
- Архитектуры барокко на связи между абсолютизмом и архитектуры XVII — го и XVIII — го века
- Авторитаризм
- Причина государства
- Конституция
- Политика
- Общество старого режима
- « Власть отдавать и нарушать закон »
Схожим образом сформировался абсолютизм и в Англии. Средневековый феодализм не давал государству эффективно использовать собственные ресурсы и возможности. Становление абсолютизма в Англии осложнилось конфликтом с парламентом. Это собрание депутатов имело длительную историю.
Династия Стюартов в XVII веке попыталась умалить значение парламента. Из-за этого в 1640-1660 гг. страну сотрясала гражданская война. Против короля выступила буржуазия и большая часть крестьянства. На стороне монархии были дворяне (бароны и другие крупные землевладельцы). Английский король Карл I потерпел поражение и в итоге был казнен в 1649 году.
Российский век абсолютизма начался во время правления Петра Великого. Однако предпосылки этого явления прослеживались еще при его отце — царе Алексее Михайловиче. Когда династия Романовых пришла к власти, важную роль в государственной жизни играла боярская дума и земские соборы. Именно эти институты помогли восстановить страну после Смуты.
Тест с ответами по истории “Абсолютизм в Европе” 7 класс
В XVII—XVIII веках абсолютизм имел важное прогрессивное значение. Он активно боролся с феодализмом, объединял государство, устраняя раздробленность. Церковь в это время была подчинена государственной власти. Успешно развивались экономические отношения внутри страны. Кроме того, централизация власти и введение регулярной армии позволяло подавлять народные восстания и осуществлять военную экспансию соседних государств.
Термин «А.» получил распространение с сер. 19 в., однако то, что этот строй представлял собой целостное явление, включавшее не только институты власти, но в значит. степени и социальные отношения, осознавалось уже накануне Великой франц. революции. Тогда суть этого явления выражало понятие «старый порядок» (Ancien régime). В 18 в. получили распространение также термины «деспотизм» и «феодальный порядок» – приблизит. синонимы «старого порядка». Понятие А. сложилось для обозначения уходящего в прошлое строя и для борьбы с ним, затянувшейся на весь 19 в. В нём была заложена идея историч. развития – от угнетения и невежества к свободе и просвещению, от самовластья к конституц. строю. Благодаря А. де Токвилю («Старый порядок и революция», 1856) А. стал рассматриваться также и в социологич. контексте не только как централизация власти, но и как способ нивелирования сословных (социальных) различий.
Понятие абсолютной монархии как формы организации власти гораздо древнее, чем понятие А. как эпохи европ. истории. Оно восходит к рим. праву, к формуле юриста 2 в. Ульпиана: princeps legibus solutus (или absolutus) est (государь не связан законами). Оно употреблялось в средние века и широко распространилось в 16 в., став фактически самоназванием абсолютистских режимов. Фоном для развития теорий абсолютной монархии в 15–17 вв. было формирование понятия государства. В антич. и ср.-век. политич. мысли господствовала восходившая к Аристотелю синкретич. модель: социальный, политич., этич., правовой и религ. уровни организации общества не вполне различались. На учение Аристотеля об идеальном государстве опирались концепции «раздельного суверенитета» (Ф. де Комин, К. Сейссель и др.), объединявшие некоторые черты монархии, аристократии и демократии при приоритете сильной королевской власти, противополагаемой тирании. В 15–16 вв. в связи с освобождением политики от религии и морали развивается и понятие государства (особую роль сыграл трактат Н. Макиавелли «Государь», 1532). К кон. 16 в. слово «государство» (stato, état, state, Staat) начинает обозначать не сословие или «положение» короля, но некоторую абстрактную сущность, воплощение публичной власти.
Важнейший этап в развитии представлений о государстве – создание франц. юристом Ж. Боденом теории нераздельности суверенитета («Шесть книг о республике», 1576), т. е. высшей гос. власти, которая целиком принадлежит монарху, при этом предполагалось, что абсолютная монархия совместима с правами и свободами подданных и не может посягать на их собственность. Абсолютная монархия противопоставлялась вост. деспотиям, где государь произвольно распоряжается жизнью и имуществом подданных. Даже самые последовательные приверженцы её, не исключая кардинала Ришельё, считали, что нарушать права подданных правитель имеет право только в крайних случаях, во имя спасения государства (теория «гос. интереса»). Т. о., А. практически развивался как система чрезвычайного управления, связанного прежде всего с войнами, вызывавшими потребность в увеличении налогов. В то же время в А. отражался и характерный для эпохи образ мысли: люди 16–17 вв. воспринимали вселенную как иерархию идеальных сущностей, в которой король и привилегированные слои образовывали континуум, а человеческая воля была ограничена рамками богоустановленного порядка. В идеологии А. наряду с рационалистич. политич. теориями большое место занимала идея Божественного происхождения власти.
Теориям абсолютной монархии противостояли идеи тираноборчества и обществ. договора. В эпоху Реформации 16–17 вв. политич. конфликты часто принимали религ. форму. Верность истинной религии (наряду с правом собственности) противники А., прежде всего в протестантских кругах, считали основой обществ. договора, нарушение которого королём даёт подданным право на восстание. А. не устраивал и «ультрамонтанскую оппозицию»: мысль о том, что король получает власть не непосредственно от Бога, а из рук народа, руководимого мудрыми пастырями,– важнейший тезис кардинала Р. Беллармина. Трагич. опыт гражд. войн породил представление о том, что верность религии вторична по отношению к обществ. порядку. Отсюда – идея абсолютного индивида (т. е. индивида, взятого до вхождения в социальные группы, в т. ч. и в церковь) как основы общества. Решающий вклад в её разработку внёс англ. философ Т. Гоббс («Левиафан», 1651). По Гоббсу, абсолютные индивиды пребывают в состоянии «войны всех против всех». Подавленные страхом смерти, они решают передать абсолютную власть государству. Гоббс дал наиболее радикальное обоснование А., но вместе с тем заложил фундамент либерализма как политич. и экономич. теории. Идея абсолютного индивида разрушала образ вселенной как иерархии идеальных сущностей, а вместе с ним и интеллектуальные основы А. В кон. 17 в. англ. философ Дж. Локк использовал идеи Гоббса уже для обоснования конституц. строя.
Абсолютные монархии пришли на смену сословно-представит. монархиям. В 13–14 вв. в Европе сложилась система органов сословного представительства (парламент в Англии, генеральные и провинц. штаты во Франции, кортесы в Испании, рейхстаги и ландтаги в Германии). Эта система позволяла королевской власти получать поддержку знати, церкви и городов в проведении политики, на которую не хватало её собств. сил. Принципом сословной монархии была формула: что касается всех, должно быть одобрено всеми (quod omnes tangit, ab omnibus debet approbari). Резкое усиление королевской власти начинается во 2-й пол. 15 – нач. 16 вв., прежде всего в Испании, Франции и Англии. В Италии и Германии, где нац. государства сформировались только в 19 в., тенденция к усилению гос. власти реализовалась преим. в отд. княжествах («региональный абсолютизм»). Своеобразные абсолютные монархии сложились также в Скандинавии (с сохранением некоторых сословно-представит. институтов) и в Вост. Европе (с неразвитостью сословных прав и крепостничеством). Развитие А. состояло в формировании гос. аппарата, росте налогов и становлении постоянной наёмной армии при одновременном упадке ср.-век. сословий. В Англии, однако, постоянная армия почти не получила развития, а парламент сохранил контроль над налогами. В то же время укреплению абсолютистских тенденций в этой стране способствовало присвоение монархом функций главы своей церкви.
Установление абсолютизма
Согласно этой концепции, идеальным вариантом правления являлось совмещение сильной королевской власти и представительной демократии. При этом, апологеты концепции Аристотеля не делали особых различий между ветвями власти, допуская сосредоточие в одних руках исполнительной, законодательной, правовой, духовной властей. Развитие подобных концепций «идеальной» публичной власти можно считать предтечей абсолютной монархии. Подобные выкладки в начале 16 века Макиавелли сформировал в трактат «Государь». Данное сочинение широко известно часто цитируемым изречением: «Цель оправдывает средства».
Первоначально в политико-философских концепциях, монарх подразумевался воплощением высшей справедливости и просвещения. Его отношение к своим подданным должно было повторять отношение строгого, но справедливого отца к своим подданным. Этим самым абсолютизм противопоставлялся деспотиям восточного типа, где правитель считался полноправным владельцем всего, что находится в его государстве – людей и их имущества, земель, природных богатств и т.д.
Однако историческое развитие внесло свои коррективы в эти теоретические выкладки. С развитием государства и усилением централизованной власти, происходила трансформация сравнительно демократичных монархий в жёсткий абсолютизм, впоследствии переставший признавать над собой каких-либо ограничений. Смысл абсолютизма точно и лаконично выразил французский «король-солнце» Людовик XIV фразой «Государство – это я!».