Какой штраф за езду без шлема на любой мототехнике

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой штраф за езду без шлема на любой мототехнике». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Несколько слов о еще одной причине, по которой люди ездят без специальных шлемов на мопедах и скутерах. Все дело в финансовой составляющей вопроса. Скутеристы не хотят тратить деньги на шлем. Однако шлем — это не то, на чем стоит сэкономить.

Почему нельзя управлять мотоциклом без шлема?

Голова — уязвимая часть тела, и без защиты шлема даже незначительное столкновение может привести к тяжелой травме. Травмы головы могут варьироваться от сотрясения мозга до переломов черепа. В худших случаях они могут привести к необратимому повреждению головного мозга или даже смерти. Черепно-мозговые травмы могут вызвать долгосрочные когнитивные нарушения, влияющие на память, внимание и общее функционирование. Ношение шлема имеет решающее значение для сведения к минимуму риска таких травм и обеспечения безопасности водителя.

Помимо физических рисков, существуют также юридические последствия за отсутствие шлема во время управления мототехникой. В России мотоциклисты обязаны носить шлемы в целях собственной безопасности. Несоблюдение этого правила может привести к штрафам, которые служат сдерживающим фактором и подчеркивают важность ношения шлема.

Чем вызвана необходимость надевать шлем?

Большинство установленных правил и требований не являются чьей-то прихотью, а нацелены на сохранение жизни и здоровья граждан. Наличие экипировки у мотоциклистов значительно снижает получение тяжких повреждений и летального исхода при попадании в ДТП. Поблажки в использовании защиты тела и конечностей объясняются тем, что в случае аварии их повреждение с высокой долей вероятности приведет лишь к травмам и увечиям и гораздо реже к смерти.

В свою очередь, защита головы носит обязательный характер, так как смертельный исход без нее возможен даже на малых скоростях. По статистике в ДТП погибает каждый восьмисотый мотоциклист. И половина из этих случаев – это езда без шлема.

Согласно КоАП лица, управляющие мопедом или мотоциклом обязаны обеспечить мотошлемами себя, а также своих пассажиров. При этом:

  • Шлем должен находится на голове;
  • Должны быть застегнуты, предусмотренные конструкцией ремни на шлеме;

Стоит отметить, что наличие шлема обязательно независимо от места эксплуатации транспортного средства, будь то город, трасса или пересеченная местность.

Нужен ли шлем водителям и пассажирам скутера и мопеда

Обязанность передвигаться в шлеме на мотоцикле известна всем владельцам данного вида транспорта. Все водители мотоциклов прекрасно осведомлены, что езда без шлема на мотоцикле запрещена и наказывается штрафом. Но водители и пассажиры скутеров и мопедов ошибочно полагают, что данное требование не имеет к ним никакого отношения.

До конца 2013 года отношение к данному виду транспортных средств было снисходительным, и ими можно было управлять без прав.

Это обстоятельство несколько расхолаживало владельцев данных ТС. Они считали, что допустимо передвижение на скутерах и мопедах без использования мотошлема. Между тем, езда без шлема на мопеде и скутере — нарушение ПДД.

Не совсем понятно с точки зрения здравого смысла, чем руководствуются владельцы мопедов и скутеров, передвигающиеся по трассе без шлема. Возможно, они экономят на его покупке, или надеются на счастливый случай и думают, что ДТП им не грозит.

Важно! По правилам ПДД водители и пассажиры не имеют права передвигаться по дорогам без шлема на скутере и мопеде.

Допустимо ли передвижение без защиты на мотоцикле, мопеде и скутере?

В разделе ПДД, где описываются общие обязанности водителей, находиться за рулем только в застегнутом мотошлеме. Такое же защитное приспособление должны иметь и пассажиры при перевозке их на заднем сиденье мотоцикла. Ответственность за это возлагается на водителя.

Читайте также:  Оформление компенсации по уходу за престарелой матерью

Существует расхожий миф о том, что на скутере(мопеде) можно ездить и без шлема. Однако, правила говорят о том, что он не только должен находиться на голове, но и быть застягнутым. Это транспортное средство по техническим характеристикам приравнивается к механическим. Пункт 2.1 раздела 2 ПДД устанавливает порядок для движения по автодорогам на механических ТС. В частности, всем лицам, размещающимся на ТС в процессе езды, вменяется в обязанность надевать шлем и непременно застегивать его. В п.24.8 раздела 24 ПДД запрещено ездить по дорогам водителю мопеда, не застегнувшему шлем.

Водитель мотоцикла, с пренебрежением относящийся к правилам техники безопасности, подвергает опасности и себя, и пассажиров. В автомобиле для защиты имеется ремень безопасности и кузов, а мотоциклист этого лишен. Если на дорогах города средняя скорость движения составляет 40-50 км/ч, шансы для того, чтобы оставаться в живых при столкновении с другим транспортом или при аварии по другой причине, невелики. Зато гарантированы травмы – и это самый легкий исход.

Если авария с участием мотоцикла, водитель которого не надел шлем, произойдет не по его вине, привлечь к ответственности других участников не удастся. Ст. 264 УК используется, если надо наказать за причинение повреждений виновника аварии. Но в случаях, когда водитель был без шлема, считают, что при нарушении им правил безопасности для другого участника ответственность не должна наступать.

При ДТП, в результате которых пассажир получит травмы, именно тот, кто за рулем, понесет ответственность за нанесенный вред. Не обязательно произойдет авария, но стоит иметь в виду, что небольшие камни, которые порой вылетают из-под колес идущего рядом транспорта, могут нанести не меньший вред.

○ Возможные последствия езды без шлема.

Пренебрегая правилами техники безопасности, водитель мототранспорта прежде чего рискует своей жизнью и здоровьем пассажиров. В отличие от автомобилиста его не защищает тяжелый кузов машины и ремни безопасности. Произведем простые расчеты.

Средняя скорость движения в городе 50 км/ч.Даже при такой скорости шанс остаться в живых будет не велик, а травмы гарантированы.

Кроме того, при аварии с участием мототранспорта, произошедшей по вине другого водителя не удастся применить ст. 264 УК РФ и наказать виновника за причинение повреждений произошедших из – за отсутствия шлема, ведь водитель сам нарушил правила безопасности.

Сажая пассажира за спину, водитель берет на себя ответственность за его безопасность. Если произойдет ДТП и пассажир без шлема получит травмы, вступит в действие ст. 1079 ГК РФ и ему придется возмещать вред.

Даже если не говорить о ДТП, то на дороге встречается масса мелких камней, в теплое время летают насекомые, все это на скорости может попасть в лицо или глаза, что уже само по себе достаточно неприятно и травмоопасно!

Статистика демонстрирует уверенный рост числа ДТП, произошедших при участии мототранспорта. В большинстве случаев водители получают тяжелые травмы, ведь мотоцикл или скутер весьма легки и подвижны, но при этом ни чем не защищают водителя. Поэтому садясь на скутер будьте осторожны, опасайтесь нарушать правила и слишком приближаться к другому транспорту, а главное, не жалейте средств на специальный шлем – это не высокая цена за вашу жизнь и здоровье.

Почему нельзя управлять мотоциклом без шлема

По словам автоюриста «Дорогахелп» Александра Торварда, мотоциклисты часто пренебрегают правилами и не хотят надевать шлем. Но риски от езды без шлема выше, чем один штраф.

Незащищенность при падении. По данным ГИБДД, доля водителей без шлема среди погибших мотоциклистов за шесть лет выросла с 18% до 40%. Погибших и раненых было бы меньше, если бы все мотоциклисты использовали шлемы.

Ответственность за пассажира. Водителя могут наказать по ст. 264 Уголовного кодекса, если его пассажир не надел шлем, получил в ДТП травму или погиб:

Даже если ДТП произошло по вине другого участника движения, оштрафуют мотоциклиста, который вез пассажира без шлема.

Читайте также:  Завещание на ипотечную квартиру

Помимо штрафа и возможного уголовного преследования водитель должен будет возместить потерпевшему ущерб по ст. 1079 Гражданского кодекса.

Езда на мопеде без прав

С учетом того, что подобная двухколесная машина нередко не воспринимается полноценным транспортным средством из-за ее небольшой мощности и скорости, актуален вопрос о езде без прав.

На основании существующих норм, без прав езда на мопеде или же другом транспорте, который приравнивается к нему по показателям, категорически запрещена.

Важно, что права водитель должен иметь с собой и показывать при требовании сотруднику ГИБДД. Также в ПДД написано, что может быть передано водительское удостоверение или же временное разрешение на право управления конкретным транспортным средством, согласно его категории.

Важно, чтобы в правах не было пометки ML. Подобная отметка ставится в правах, где открыта любая другая категория. Она означает запрет на управление мопедами и другими транспортными средствами, которые приравниваются к ним по техническим показателям. Подобный запрет обусловлен исключительно медицинскими показаниями и ограничениями, установленными в справке, обязательной для каждого, кто сейчас получает водительские права.

Особенности сдачи экзаменов

  1. При достижении 18-летнего возраста и при наличии в/у категории «B» и «C» обучение и сдачу экзамена проходит не нужно, категория присваивается автоматически. При обмене прав на новом бланке ее проставляют без просьбы заявителя.
  2. В случае неудачи дается время на дополнительную подготовку, после чего ему разрешается сдать экзамен повторно. Сделать это можно не раньше, чем через 7 дней с момента предыдущей попытки.
  3. Сдача практической части по дорогам общего пользования для водителей категории «М» не предусмотрена.
  4. После успешной сдачи экзамена нужно обратиться в ГАИ. Права по нынешним требованиям выдаются в день обращения человека.
  5. Если теоретическая часть сдана, а практика нет, то при повторной сдаче билеты по теории не сдаются.

Особенности получения водительского удостоверения

Поскольку управление мопедом не является сложным, в законе предусмотрена возможность садиться за руль водителям, получившим права на другую категорию. Например, если есть категория В, C. Все права, выдаваемые после 2014 года, содержат соответствующую пометку о новой категории М. Пройдя обучение на легковой автомобиль и сдав все необходимые экзамены, водитель автоматически получает право управления мопедом, хотя никаких дополнительных экзаменов он сдавал. Имея категорию В, можно спокойно садиться за руль мопеда. Об этом гласит галочка напротив категории М в полученном водительском удостоверении.

Стоит помнить, что управлять можно только мопедами – транспортными средствами, объем которых не превышает 50 кубов. Для легких мотоциклов и обычных мотоциклов предусмотрены самостоятельные категории. В случае нарушения водителю грозит серьезная административная ответственность. На сегодняшний день категория В также открывает возможность управлять трициклами.

Какой грозит штраф за езду без шлема на мотоцикле?

В соответствии со статьей 12.6 российского КоАП несоблюдение требований безопасности по части экипировки при управлении мотоциклом может повлечь административную ответственность и штраф за езду без шлема.

Размер штрафа за езду без шлема составляет 1 000 рублей.

Нарушитель может воспользоваться льготным периодом и оплатить штраф с 50-процентной скидкой, если сделает это в течение 20 дней.

Стоит отметить, что нарушением считается, если:

  • Водитель в шлеме, а вот пассажир без него;
  • Все лица на двухколесном транспортном средстве без шлемов;
  • Пассажир в мотошлеме, а водитель нет.

Таким образом, размер штрафа остается неизменным и не удваивается, если одновременно и водитель, и пассажир без экипировки на голове.

В свою очередь, фиксация правонарушения может осуществляться лично сотрудником ГИБДД, а также специальными средствами фото и видео фиксации. Штраф за езду без шлема оплачивается на основании постановления об административном нарушении.

Как оспорить постановление за отсутствие ремня

Адвокат Михаил Никитин пояснил, что обжаловать такой штраф можно в течение 10 дней, отправив заказное письмо главе ЦАФАП, инспектор которого вынес постановление. «Получается, что чиновник не обеспечил соблюдение ст. 24.1 и ст. 26/11 КоАП РФ — не выполнила свою обязанность по тщательному и детальному изучению фотоматериалов », — пояснил Никитин.

В свою очередь, специалист Европейской юридической службы Алексей Тарасов дал понять, что решение об отказе от ремня безопасности можно обжаловать при наличии доказательств. «Например, по фотографии, сделанной по указу, может быть не совсем понятно, пристегнут ли водитель ремнем безопасности», — сказал Тарасов. — Либо автомобиль был передан в аренду третьему лицу, либо по открытой страховке, за рулем был другой человек. В этом случае есть возможность отмены решения », — сказал адвокат.

Читайте также:  Повышение пенсии с 1 июля 2023 года: выплаты вырастут, но не у всех

Реальна ли погоня дорожных полицейских за мототранспортом

На специализированных сайтах активно обсуждается официальный запрет инспекторам ГИБДД гнаться за скутером или мотоциклом, когда у человека ими управляющими, не одет на голову мотошлем.

Это современный миф.

Внимательное изучение действующего Федерального закона «О полиции», Административного регламента и других нормативных актов показало, что нет никакого запрета на преследование нарушителя, на скутере или мотоцикле, игнорирующего правило одевать на голову средство защиты.

Если сотрудник дорожной полиции решит догнать мототранспорт, то он его догонит, заставит остановиться и выпишет админштраф за езду без шлема.

Не стоит заранее себя настраивать на то, что не планируете останавливаться по требованию инспектора ДПС. Как участник дорожного движения вы обязаны подчиниться. Погоня же очень опасна, именно для двухколёсного транспорта.

Интересным фактом является то, что до 2015 года Кодекс об административных правонарушениях (далее КоАП) обязывал одевать шлем только мотоциклистам. Никаких упоминаний о мопедах в законодательстве не было. Лишь в последние годы, в связи с появлением на дорогах большого количества скутеров и связанных с ними аварий, было принято решение изменить законодательство. Новшества коснулись как правил использования этой техники, так и ответственности за ее эксплуатацию.

Ответственность водителей мотоциклов, мопедов и скутеров в новой редакции закона

С конца 2001 года КоАП неизменно предусматривал ответственность за езду без шлема только для мотоциклистов. Однако в июне 2015 г. в силу вступил федеральный закон N 143-ФЗ, предусматривающий изменения в КоАП РФ. В частности была расширена ст.12.6, которая регламентировала штраф за езду без шлема на мотоцикле, скутере или мопеде. Статья 1 ч.4 федерального закона гласила:

«Абзац первый статьи 12.6 после слова «мотоциклом» дополнить словами «или мопедом».

Действующая статья 12.6 КоАП в нынешнем виде гласит:

«Управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, перевозка пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, если конструкцией транспортного средства предусмотрены ремни безопасности, а равно управление мотоциклом или мопедом либо перевозка на мотоцикле пассажиров без мотошлемов или в незастегнутых мотошлемах — влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей».

Стоит отметить, что езда с незащищенной головой приравнивается законом, по степени тяжести, к езде с непристегнутыми ремнями безопасности. Безукоризненное выполнение данных правил безопасности одинаково успешно могут спасти жизнь как водителю, так и пассажирам в случае ДТП. А потому и штраф за их нарушение предусмотрен одинаковый — 1 000 рублей.

К чему может привести езда без шлема?

Безответственно относясь к соблюдению требований безопасности, водитель автотранспорта подвергает риску здоровье и жизнь себя, а также пассажира. В отличие от автомобильного транспорта, ни кузов автомобиля, ни ремни безопасности не могут защитить людей.

На практике штраф за езду без шлема является минимальной ценой за это правонарушение. На самом деле за ненадежность самого мотоцикла, мопеда или скутера, а также передвигающихся на нем людей можно поплатиться жизнью из-за:

  • Столкновения с выбежавшими на дорогу животными;
  • Аварии с другими транспортными средствами;
  • Наезд на пешехода;
  • Приехал мусор, а так же камень в глаза и голову при езде;
  • Скользкая дорога.

Кроме того, за ущерб, причиненный пассажиром, водитель может быть привлечен к ответственности по статье 1079 ГК РФ и вынужден возместить полученный ущерб.

Однако водитель может быть привлечен к уголовной ответственности, если пассажир серьезно ранен или погиб. В соответствии со статьей 264 УК РФ в зависимости от степени ущерба может быть назначено наказание в виде:

  • Шесть месяцев ареста;
  • Принудительный труд на 2-4 года;
  • Ограничение свободы не более 3 лет;
  • Лишение свободы на срок от 2 до 5 лет;

Ответственность за перевозку пассажиров, а также за их безопасность при управлении транспортным средством несет исключительно водитель транспортного средства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *